08 июня 2016

Роберт Хокер. Рабы Бога Всевышнего (1784)

Идя за Павлом и за ними, она кричала, 
говоря: сии человеки рабы Бога Всевышнего, 
которые возвещают нам путь спасения.

Деян. 16:17



Есть короткое, но очень правильное и всеобъемлющее описание различий характера между "теми, кто служит Богу, и теми, кто не служит Ему" (Мал. 3:18). Слуги Бога Всевышнего возвещают путь спасения. Зная чуму своих сердец, они стремятся говорить правду другим. Испытав сами, что Господь милостив, они провозглашают, как Павел, что "истинно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников" (1Тим. 1:15). Будучи научены Богом, что "нет ни в ком ином спасения, и нет другого имени под небом для людей, которым надлежало бы нам спастись" (Деян. 4:12, KJV), они определили для себя и решили перед другими "не знать ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого" (1Кор. 12:2). Поэтому они и есть "рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения". Поскольку они научены Богом, как предсказал пророк, и, как сам Христос истолковал его: "каждый человек, поэтому (сказал Иисус), слышавший, и научившийся от Отца, приходит ко Мне" (Ис. 54:13, ср. Ин. 6:45). Они пришли ко Христу, и научены, Кто такой Христос, от Отца. И они обнаружили, что Он и только Он есть "путь, истина и жизнь, и никто не приходит к Отцу, как только через Него" (Ин. 14.6). И будучи, таким образом, научены и посланы с помазанием Святого Духа, чтобы показать путь спасения, они делают, как повелел Тот, Кто посылает их, и говорят: "Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим" (Иер. 6:16, ср. Ис. 28:12, Мф. 11:28-30).


Но в то время как такие люди показывают, что они являются слугами Бога Всевышнего, возвещающими путь спасения, они не обладают силой убеждения, чтобы привести людей к Нему. Они действуют согласно своему высокому призванию, как те, кто размечают дороги, чтобы показать людям путь их, но они не могут заставить никого идти по нему. И также слуги Бога Всевышнего есть те, которые не только показывают нам путь спасения, но идут по нему сами, и в этом отношении они очень похожи на звезду, которая привела мудрецов ко Христу, и о которой сказано, что она "шла перед ними до тех пор, пока наконец не пришла и не остановилась над местом, где был Младенец" (Мтф.2.9-10). И здесь не больше, чем в первом случае, чего-то с их стороны, что должно было бы убедить других в необходимости верить во Христа. Это прерогатива Бога. Рабы и слуги Бога Всевышнего, которые возвещают путь спасения, хотя они сами по себе могут сказать, как Павел сказал: "Я знаю, в Кого уверовал" (2 Тим.1.12), не могут сообщить этого знания другим. Верные соглядатаи, Иисус, сын Навин, и Халев, сын Иефонниин, искали землю обетованную и принесли богатые грозди винограда, и гранат, и инжир, чтобы побудить народ идти вперед и завладеть страной, но он не имели никакого влияния на умы других: они только были во главе с Господом и сами могли видеть и знать, но они не могли иметь такого искусства убеждения, чтобы передать этот опыт своим товарищам. Слуги Бога Всевышнего призваны показать путь спасения: но они могут только показать его; и не идти дальше. Только Бог Иафета может убедить его жить в шатрах Сима (Быт.9.27).

Но мы не должны останавливаться здесь. Хотя слуги Всевышнего Бога не имеют никакой власти убеждения; и "человек не может получить ничего, что не будет дано ему с небес" (Иоан.3.27 KJV), им повелевается идти вперед, как если бы все зависело от их сил, и "проповедовать Евангелие всей твари" (Мк.16.15). И это приводит к различным следствиям одной и той же проповеди, которые имеют место для людей Господа и для нечестивых. Если для одних она есть "запах живительный на жизнь", то для других "запах смертоносный на смерть" (2 Кор.2.16). Где Господь дает духовную жизнь, там будет и духовный страх; и надежда воодушевляет таких слуг Всевышнего Бога, когда они идут вперед, чтобы показать путь спасения, потому что они знают, что Господь соберет всех Своих людей к тому, Чью благодать они получат; и как радостна эта весть для них (Пс.89.15 KJV)! И кто опишет радость их, когда они обнаруживают, что Господь послал их, уже благословив души тех, к кому они направляются? Павел чувствовал это в очень высокой степени, и это сладко для каждого верного слуги, посланного от Бога, как Павел, когда он рассуждает: "Мы должны благодарить Бога всегда за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших, что наше Евангелие не пришло к вам в слове только, но и в силе, и во Святом Духе, и вы сделались подражателями нам и Господу" (1 Фес.1.2-6 KJV).

Мы также не будем поэтому останавливаться на достигнутом. Ибо если это дело Божие, а не человеческое, то в любом случае каждого, к кому обращается Господь, Он делает "готовым в день Его силы", и потому слуги Всевышнего Бога, показывая путь спасения народу Господа, знают, что успех при их служении зависит от суверенной воли Бога, а не от их трудов. Слабому инструменту здесь нечего бояться, а сильному - нечем хвастаться. "У нас есть (говорит апостол) это сокровище в глиняных сосудах, чтобы превосходство силы было от Бога, а не от нас" (2 Кор.4.7 KJV). Все, что сделались причастниками новой и духовной жизни, понимают это. Из состояния безжизненности и смерти в преступлениях и грехах, когда они оживотворены и сделаны новыми творениями во Христе Иисусе, они стали "причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью". Такова честь всех святых Его (2 Пет.1.4, ср. Пс.149.9 KJV).

Мы делаем эти замечания, приступая к данной теме, потому, что в этом тексте, прежде всего, приводится доказательство, почему проповедники являются слугами Бога Всевышнего, и оно заключается в том, что они показывают путь спасения. Иначе говоря, их первой и последней целью является спасение грешников, и для этого они должны смирить грешника и превознести Спасителя. Во-вторых, даже самые лучшие слуги Всевышнего Бога могут только показать путь спасения, но не помочь в том, чтобы совершить его; они могут его проповедовать, но не предлагать. По сути, Павел говорит: я убеждаю людей или Бог? Разве я стремлюсь угождать людям? Ибо, "если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым". Если бы тема не была столь серьезной, чтобы шутить, можно было бы лишь улыбнуться, выслушивая претензии тех, кто предлагает Христа всем без разбора, и призывает грешников, "мертвых по преступлениям и грехам", самим оживотворить себя и верить, ибо о таких людях Господь говорит: "'Горе тому, кто говорит дереву: пробудись, и немому камню: встань" (Авв.2.10). И, в-третьих, будем также помнить, что если эта работа от Господа, а не от человека, то все, кого Господь одарил новой духовной жизнью, будут оживотворены и спасены. Рабы Бога Всевышнего показывают именно этот путь спасения; и поэтому они поощряют идти вперед "в силе Господней", не полагаясь на свою праведность, но только на Него (ср. 71.16 KJV). И, зная, что это Господь производит в них "хотение и действие по Своему благоволению", они могут убедиться, что Его обещание является абсолютным, ибо Господь сказал: "Так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его" (Ис.55.11 KJV). Вот благоволение Господа и Его святая воля для нас ныне!

Если, имея это в виду и взирая на Господа и Его благословения, мы обратимся к нашим словам Писания, то я надеюсь, что у нас будет время освежающего присутствия Господа! Когда Господь обратился к апостолу Павлу, Силе и его соработникам в Евангелии, и они были направлены в Филиппы, прежде они сами думали идти в Вифинию, но Дух не допустил их. Давайте остановимся и отметим это действие отличительной благодати. Они были призваны Господом идти в Филиппы, но Он запретил им идти в Вифинию. И то же самое имеет место теперь. Почему происходит так, что в некоторых местах будет проповедано Евангелие Духом Святым, посланным с небес, тогда как другие не имеют этой привилегии? Сам Господь объясняет: "Я проливал дождь на один город, и не посылал дождя на другой" (Ам.4.7). И, как бывает в природе, так и в благодати. Господь принял в мистический союз с Собой души Своих людей, тогда как другие остались сухими, как шерсть Гедеона (Суд.6.37-38). Казалось бы, что в то время, когда Павел и Сила не были допущены Господом идти в Вифинию, людей Господа не было там, но мы находим, что шестью годами ранее Господь насадил там Церковь, к которой Петр адресовал свое первое послание (1 Пет.1.1). И мы можем быть уверены, что если где-либо есть люди Божии, в свое время Он непременно найдет их.

Стоит также обратить внимание, что у апостола был намек на видение от Господа, чтобы пойти в Филиппы, ибо нам сказано, что он и его товарищ были там "много дней", и до этого они имели возможность проповедовать. По-человечески мы могли бы подумать, что апостолы просто не успели прибыть на место, назначенное для них Господом, но если Он послал их проповедовать, то Он посылает и тех, кто должен услышать. Здесь мы узнаем другой урок: "Мои мысли не ваши мысли; ни ваши пути пути Мои, говорит Господь" (Ис.55.8). Велико благоволение Его к Сиону (Пс.102.13 KJV). "Видение относится еще к определенному времени и говорит о конце и не обманет; и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится" (Авв.2.3). Ни одна ожидающая или ищущая душа никогда не будет обескуражена, если средства благодати, как кажется, не приносят пользы. Время Господа - это всегда лучшее время. Господь говорит, что Он ожидает милостивых, а люди Его, как сказано, благословенны в ожидании Господа (Ис.30.18-19, Пс.27.13-14 KJV).

Наконец, мы видим первую из причин, по которым Господь призвал Павла в Филиппы. Бедная грешная женщина по имени Лидия, что зарабатывала себе на хлеб, торгуя пурпуром, который она не имела возможности носить (1 Кор.1.26), пришла туда, где проповедовал Павел; она услышала его; она слушала то, что эти слуги Бога Всевышнего возвещали как путь спасения; и ее сердце Господь открыл, чтобы она могла внимать тому, что говорил Павел. Вот каковы благословенные плоды, которые приходят, когда слово Господа и Его Дух работают вместе в сердцах народа Божия. Что произошло бы в Филиппах при других обстоятельствах - об этом здесь не место для разговора. Но ныне у Церкви Христовой есть причина благословить Господа, направившего Павла в Филиппы, ибо у нас есть доказательства, что Он насадил там Церковь, и мы с радостью приемлем то небесное послание, которое апостол написал впоследствии по вдохновению Божию к Церкви Филиппийской.

Но великий враг душ как тогда, так и сейчас замечает, когда его царство в опасности; Павел и Сила столкнулись с мощным противостоянием и попытками остановить их проповедь. Апостол описывает это так: "Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим. Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки - рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения" (Деян.16.16-17). Очевидно, что во все времена верующие в Иисуса Христа сталкивались с сопротивлением их трудам. И здесь, как и в других случаях, прекрасно видно, как Господь пресек такое сопротивление к Своей славе и к счастью Своего народа. Когда Валаам, который получил некоторое знание о Боге, ради наживы нанялся проклясть народ Божий, Господь вынудил этого несчастного человека чтобы сделать обратное тому, что он хотел, и даже благословить тех, кого он пришел проклясть (Чис.22-24, ср. Откр.2.14, Иис. Нав.13.22). Когда первосвященник Каиафа замышлял предать Господа нашего смерти, Святой Дух дал ему пророчество о нашем всеславном Христе, которого он не понял, но которое обновило Церковь Божию навсегда. И когда девица вскрикнула: "сии человеки рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения" - она не знала ни Господа, ни того, что такое спасение, но Господь знал, что будет дальше. Павел положил конец ее прорицанию, к возмущению ее господ, потерявших свое дело, и открыл тем самым дверь для продвижения Евангелия.

Я не должен пройти здесь мимо возможности упомянуть историческую часть этой темы и сделать краткое наблюдение о печальных последствиях, которые во все времена сопутствовали дерзкой и лживой практике прорицания или, иначе говоря, гадания. Это действительно удивительно, что в самые мрачные времена благодаря нашей падшей природе люди бывают настолько доверчивы, чтобы верить в то, что некие фокусники считают предвидением, с помощью которого они обирают карманы доверчивых. Все это явно плод дьявола, и ничто не может более решительно показать, что и те, кто делают такие вещи, и те, кто в них верит, одинаково введены в заблуждение сатаной. Главное, что говорит по этому поводу Писание, славное Евангелие благословенного Бога, явно выражена в следующих словах: "Для того и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела дьявола" (1 Иоан.3.8).

Теперь у меня есть время, чтобы обратить ваше внимание более непосредственно на слова этого текста. Слова этой девицы содержали, хотя и в ином смысле, нежели ей казалось, наиболее определенную истину. Все истинные и верные слуги Всевышнего Бога возвещают людям путь спасения. И если я достигаю этой цели, я должен далее показать вам, той же Божественной властью, как служить Господу. И эта проповедь о спасении доказывает, что мы слуги Бога Всевышнего, возвещающие Господа в слове и силе, говоря к разуму и пониманию Его народа, так что внутренняя благодать подтверждает наши внешние труды, и, таким образом, как апостол говорит в другом месте, мы, "отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом" (2 Кор.4.2).

И прежде чем я подытожу эту тему, я прошу вашего внимания, чтобы все вы, слушая меня, не решили, что простого слышания достаточно для спасения, и не вообразили, что головное знание великих и важных истин Евангелия может быть хотя бы в малейшей мере полезным нам без принятия их сердцем. Новое рождение должно состояться прежде, чем совершится любой акт духовной жизни. Об этом свидетельство Самого Господа: "Вы должны родиться снова" (Иоан.3.7 KJV). И, следовательно, в случае с Лидией мы знаем, что Господь открыл ей сердце, чтобы она внимала тому, о чем говорил Павел. Без этого открытия сердца, или, другими словами, без того, чтобы ей была сообщена духовная жизнь, она могла слушать Павла и, возможно, воспринять его слова в меру естественного понимания, но она не знала бы ничего о благословенной уверенности во Христе, о которой Он сказал: "Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь" (Иоан.6.63 KJV). Для тех, кто служит Богу Всевышнему и показывает путь спасения, нет ничего важнее, чем отделить его от простой естественной или рациональной веры в великие истины Божии. Все спасительные принципы Евангелия могут быть проповеданы, мы можем добиться согласия с ними, и все же, без сверхъестественного проявления Самого Господа в нашем сердце наши слушатели останутся там, где мы их нашли. Поэтому когда Сам Иисус проповедовал - а Он говорил так, как никто из людей - мертвые, невозрожденные и необновленные люди не верили Ему. Почему вы не понимаете слов Моих? - говорит Иисус. "Потому, что вы не можете слышать слова Моего. Итак вы слышите его потому, что вы не от Бога" (Иоан.8.43,48 KJV).

И позвольте мне добавить еще одно слово, прежде чем мы попытаемся поощрить самых слабых, которые стремятся знать истину, чтобы она сделала их свободными (Иоан.8.32). Я хотел бы, чтобы вы поняли, что духовное восприятие Божественных вещей не означает для нас непременно больших достижений в духовной жизни; оно состоит в том, что мы чувствуем, но в том, что дает нам Христос. Младенец в благодати, полученной в новом рождении, столь же реально принадлежит к союзу со Христом и имеет интерес ко всему, что принадлежит Христу, что и опытный и сильный верующий. Именно поэтому мы слышим, как наш всеславный Христос благодарит Отца за то, что Он "сокрыл сие от мудрых и разумных (мудрых и разумных в собственных глазах) и открыл младенцам" (Мтф.11.25). Если Господь оживил вас в новой и духовной жизни, так что Христос является драгоценным для вас, а вы сами считаете себя отвратительным - то вы те слуги Бога Всевышнего, которые возвещают путь спасения!

Я вернусь теперь к тому, с чего начал, и постараюсь определить на основании Писания, что подразумевается под "путем спасения". Давайте по стандарту святого слова Божия рассмотрим то, что мы под этим понимаем. Само слово "спасение" означает восстановление того, что было разрушено, потеряно. И это вполне и точно отражает потерянное и разрушенное состояние человека после падения. Все мы потеряны и разрушены, подверглись полному развращению. Показать путь спасения, следовательно, значит показать лекарство, соответствующее нашей болезни. Все, что меньше этого, каким бы благовидным ни было, таково, что с ним не может быть никакой речи о спасении. Множество проповедников произносят надуманные рассуждения о морали, чтобы обмануть, не давая никаких средств облегчения. О таковых можно сказать, как Иов говорит о своих друзьях: "Жалкие утешители все вы: врачи не представляющие никакой ценности!" (Иов 16.2 ср.13.4 KJV). Слуги Бога Всевышнего показывают путь спасения не так.

Кроме того, спасение не только есть акт благодати для восстановления нашего падшего естества по свободному суверенитету Бога, но провозглашение милости, которая действует таким образом, что счастливые причастники ее просто принимают ее, не только не заслуживая, но как больные, виновные, заслуживающие только ада грешники, которые "продали себя за ничто и искуплены без денег" (Ис.52.3 KJV). Слова нашего Господа, сказанные об этом на земле, являются яркими и убедительными. "Не здоровые имеют нужду во враче, а больные; ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Мтф.9.12-13). Будут ли здоровые люди пить лекарства? Можно ли частично исцелить себя, а потом обратиться к врачу уже при смерти? Когда Церковь пала в Адаме, она больше не могла извлечь себя из падения самостоятельно. Она должна была навсегда, на всю вечность остаться осужденной по справедливому закону Божию, без возможности спасения иначе как от Господа Иисуса Христа. Слуги Бога Всевышнего не могут показать путь спасения твари, которая хочет спастись сама. Грешник стал рабом греха, и он не может сделать ничего, чтобы помочь себе. Господь говорит об этом с полной силой: "Может ли Эфиоплянин переменить кожу свою и барс пятна свои? так и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое" (Иер.13.23).

Но как тогда спастись? Этого не открыли бы нам ни люди, ни ангелы, ибо это превышает их возможности, но Сам Господь - и как велик интерес Церкви в Нем - открывает нам то, что просто и ясно для духовного восприятия каждого искупленного и восстановленного чада Божия. Все, кто во Христе, знают, что спасение действенно потому, что оно есть дело единственно Самого Христа. В Своей чудесной благодати Сын Божий, принявший в союз со Своим Божеством нашу человеческую природу без греха, стал единственным Поручителем нашего спасения, Тем, Кто только и мог совершить его. Достоинство Его Божества придало значение всему, что Он сделал как Человек, когда Он приобрел для нас вечное искупление. Каждое Его слово, каждая мысль, каждое действие совершали Его дело, которого Он достиг Своей смертью. Вся его действенность принадлежит Его Божеству, единому с Отцом и Святым Духом по Своей вечной природе. Поэтому, как Глава и Супруг Своей Церкви и народа Он выступил как его Поручитель, и совершил его полное и законченное спасение, спасение от греха и всех его последствий, от смерти, ада и могилы; и праведность Его полна и достаточна на всю вечность (Ис.61.10). Таково спасение, которое слуги Бога Всевышнего показывают Церкви в проповеди Христа. Они, как все Священное Писание, провозглашают Его личность, Его дело, Его славу, Его Кровь и праведность, и показывают, что вся Церковь Христова имеет "искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его" (Еф.1.7).

Вот что мы можем на основании Писания сказать, что понимается под путем спасения, через Личность и дело Христа. Теперь же скажем, как слуги и рабы Бога Всевышнего могут подтвердить, что они люди Господни, когда Дух Его делает их служение действенным в сердцах людей.

Работу благодати в уме избранных Божиих, от ее начала в возрождении до окончательного завершения в славе, можно сравнить не иначе как с творением мира. В новом рождении дитя Божье призывается "из тьмы в чудный Его свет", и вся его природа готовится к постепенному восприятию могущественных изменений. Его духовное зрение просвещается, чтобы увидеть надежду призвания Христова; духовый слух отверзается, чтобы слышать Радостную весть; ум, который до этого был погружен во мрак, становится светом в Господе, и ноги его идут по пути заповедей Божьих. Так искупленная и возрожденная душа утверждается в счастливой свободе. Вкратце, человек, будучи во Христе Иисусе - это "новая тварь: древнее прошло, теперь все все новое" (2 Кор.5.17).

Но мы не должны останавливаться и здесь. В то время как рабы Бога Всевышнего, таким образом, указывают нам путь спасения, там, где только и можно его найти, они в полной мере раскрывают нам свободу, богатство, полноту и суверенность благодати. Господь, что свободно дает ее, в полной мере достигает того, что она с радостью принимается умами Его людей. Рука Бога Отца привлекает нас ко Христу (Иоан.6.44). Божественная работа Святого Духа убеждает наше сердце в его грехе и показывает нашу абсолютную нужду во Христе (Иоан.16.1-15). И, благословен Бог, в Своей любви Он от начала до конца открывает это нашим сердцам, говоря: "И буду радоваться о них, благотворя им, и насажду их на земле сей твердо, от всего сердца Моего и от всей души Моей" (Иер.32.41).

Каков результат всего того, о чем я сказал? Куда нам идти, и на кого взирать, когда мы слышим проповедуемое Слово от рабов Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения? Нет, не будем искать дальше, ибо мы получили ответ на наш вопрос. Что. если Бог уже показал нам путь спасения, открыл нашему взору Личность и дело нашего всеславного Христа и Его великое и завершенное спасение, если мы имеем это Божественное учение внутри нас, слыша не просто слово, но Духа, Который свидетельствует вашему духу об истине Божией? Я умоляю вас сделать паузу и ответить самим себе на этот действительно торжественный вопрос, и не уходить поспешно, пока Господь не дал вам ответ мира.

И пусть мы не будем никогда забывать, что Господь, Который обеспечивает спасение - это также Податель благодати, чтобы получить его. Он находит нас в самом отчаянном положении самого отчаянного грешника. Бедняк, упомянутый в Евангелии - один из самых сильных образов того, что с нами должно произойти. Он пришел к Иисусу, как нам сказано, весь в проказе, как бедный грешник полон греха, и как только Господь научил его поверить тому, что он нашел спасение во Христе подходящим для его обстоятельств, так сразу же его проказа была исцелена (Лк.5.12). Нет состояния столь потерянного, положения столь прискорбного, страдания столь тяжкого, чтобы во Христе от него не было спасения! Кровь Иисуса Христа очищает от всякого греха" (1 Иоан.1.7).

Я закончу это рассуждение молитвой, и прошу вас подняться и присоединиться ко мне, чтобы Господь, Который привел нас сюда, также благословил нас вместе помазанием Святого Духа Его. Господи, даруй, если такова Твоя святая воля, Твоему народу Твое Божественное учение, чтобы слова эти сейчас были таковы же, как слова рабов Твоих, возвещающих путь спасения. Пусть мы, как самаряне, каждый для себя сможем сказать: "уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос" (Иоан.4.42).

Комментариев нет:

Отправить комментарий