14 июня 2016

Фридрих Круммахер. Царство вечное (1850)

В последние десятилетия неверие прилагает большие усилия, где это возможно, чтобы искоренить из Ветхого Завета совокупность всех так называемых мессианских пророчеств. На самом деле все рычаги критики и изощренных толкований были приведены в движение на этой работе разрушения, и если бы она прошла успешно, это впоследствии свело бы на нет весьма существенную поддержку веры в Божественную миссию нашего Спасителя. Тем не менее все демонические нападки на ветхозаветные пророчества о приходе Христа провалились, так что нам осталось только опровержение сохраняющихся сомнений относительно реального присутствия. И у нас есть все основания благодарить Бога, что Он дал нам возможности сопротивляться, и теперь мы почти что благодарны нашим ученым противникам за то, что они по сути дали лишь новые доказательства незыблемой основы нашей веры и укрепили ее со всех сторон. Я помню, как многие были готовы приводить в исторических книгах Ветхого Завета места, которые должны были вынудить нас на решающие уступки; но на самом деле такие люди не только обнаружили свое неверие и покрыли позором только себя, но побудили нас с радостью присоединиться к восклицанию Петра: "Слово Господне пребывает вовек". В предложенном тексте у нас есть реальное пророчество, которое мы можем с полной уверенностью признать как таковое. Присмотримся к нему ближе и обратим внимание сначала на его содержание, а затем на его следствия. Да благословит Господь наше рассмотрение!

1. Давид пребывал после славных побед над всеми своими врагами на пике своей царской славы, сидя во дворце, погруженный в созерцание своего счастья. Но была одна вещь, которая угнетала его сердце. Он призвал к себе пророка Натана и сказал ему: "вот, я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под ковром". Как трогательно это звучит! О, если бы все властители и чиновники думали подобным образом, и беспокоились о духовном жилище Бога на земле так же, как Давид! Натан умел угадывать мысли царя еще до того, как он мог выразить их полностью, и он понял, что Давид хочет построить Господу храм, достойный Его величия. Пророк выражает сердечное одобрение этому. "Все, что у тебя на сердце, делай, - сказал он, - ибо Господь с тобою". Мог ли Натан думать и сказать иначе? Но что происходит? В следующую же ночь приходит к нему в видении слово Господне. О чем же оно говорит? На строительство пока нет Божьего благословения. Заметьте здесь характер свидетельства Божественного откровения. Давид и Натан в меру своих знаний и убеждений намереваются сделать нечто доброе и благочестивое, во славу Божию. И вдруг они, вроде бы без глубокой боли, отказываются от любимой идеи и даже от попыток осуществить ее. И по какой причине они отказываются от столь благородного дела? Просто потому, что к ним было обращено суверенное слово Бога! Живой и Личный Бог не всегда обращается к людям во всеуслышание, но если Он говорит, то говорит так, что Его могут понять даже дети, и у людей не находится разумных возражений против Его слов. Ясно также, что иначе и не может быть, ибо Бог, не заслуживающий доверия, просто не был бы Богом. Но если нас спросят, почему Господь отверг замысел Давида вместо того, чтобы ответить на его желание, на это можно ответить следующим образом. Во-первых, хотя у Давида была добрая воля, ему не хватало стремления во всем согласовать свой замысел с Божьими повелениями. Кроме того, его подвела мысль, что Всевышний нуждается в великолепных зданиях и служении, ибо уже было ясно, что главный и самый чтимый Его храм - это человек. И наконец, время строительства храма не наступило просто потому, что дни мира были еще далеко, и царь должен был готовиться к большим и тяжелым битвам. Какой же был смысл тогда в его оказавшихся преждевременными и бесполезными размышлениях? Нам сказано, что Сам Господь говорил в ту ночь в видении Своего пророка Натана. На следующее утро пророк снова появился перед царем и рассказал ему о откровении, которое он получил в течение ночи. В словах: "Иди назад и скажи рабу Моему Давиду" - ему повелевалось от Господа открыть царю, что дом Господень пока не нужен. С тех пор, как Израиль был выведен из Египта, провидение всегда оказывало ему помощь и заботу, и тем не менее Господь никогда не говорил ни одному из колен: "Почему вы не построили Мне дом?". Он также всегда был с Его слугой Давидом, которого он сделал вождем Своего народа, помазал и обещал никогда не оставить его, но пребывать с ним и благословить его. Он желал возвысить Израиль для того, чтобы он исполнял свое предназначение, а не сбивался с пути, чтобы Его дети не погрязали в нечестии, как это уже было не раз. И Натан дает царю понять: Господь говорит, что Он Сам созиждет Свой дом. Давид слушает пророка с возрастающим напряжением, потому что он уже ощущает большой таинственный смысл за этими словами "Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки. Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих; но милости Моей не отниму от него, как Я отнял от Саула, которого Я отверг пред лицем твоим. И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим, и престол твой устоит во веки". Имеется ли здесь в виду Соломон? Отчасти да, но тем не менее Давид понял и нечто большее. Натан заостряет внимание на словах: Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном. По существу это означает, что царство дома Давида четко отождествляется здесь с Царством Бога. "И если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих; но милости Моей не отниму от него". Эти слова имеют двойное значение. Прежде всего, Господь явно имеет в виду в них дом Давида, его прямую линию, с точки зрения конечной цели, для которой все должно совершиться, и даже если они будут грешить, обетование не будет сорвано из-за их проступков. Этот смысл просто и глубок, но есть и нечто глубже, ибо ключевая фраза может быть переведена и иначе: если вы согрешите, Я накажу Его жезлом мужей и ударами сынов человеческих. Натан завершает свою речь словами: "И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим, и престол твой устоит во веки".

2. Давид слушал выступление Натана с растущим вниманием, так что к концу его он был полностью поглощен словами пророка. Он понял главное. Прежде всего, он услышал, что его дом должен иметь власть в ближайшие времена над Израилем. Но его ухо расслышало и нечто большее. Давид открыл для себя, что в замысле Божием есть нечто большее, чем закон. "И ныне начни и благослови дом раба Твоего, чтоб он был вечно пред лицем Твоим, ибо Ты, Господи мой, Господи, возвестил это, и благословением Твоим соделается дом раба Твоего благословенным во веки". Что значат эти размышления царя? Да, сквозь приподнявшуюся завесу он увидел далекое будущее, и величайшая надежда, что уже когда-то светила Аврааму и другим отцам народа, теперь была открыта и его дому. Это самый острый и торжественный момент, он когда-либо испытывал. Он отсылает Натана, поднимается со своего места и идет молча в священный шатер с ковчегом Господа, чтобы излить свое переполненное сердце. Мы слышим его молитву. Господи, Господи, и что такое дом мой, что Ты меня так возвеличил!. И этого еще мало показалось в очах Твоих, Господи мой, Господи; но Ты возвестил еще о доме раба Твоего вдаль. Это уже по-человечески (то есть исходя из того, что Твое установление выше всех дел человека"... Что еще может сказать Тебе Давид? Ты знаешь раба Твоего, Господи мой, Господи! Ради слова Твоего и по сердцу Твоему Ты делаешь это, открывая все это великое рабу Твоему". И дальше царь изливает пламенную похвалу благодати, которой удостоился Израиль, а потом вновь обращает свое сердце к отдаленному будущему, которое Господь привел в поле его зрения. " И ныне, Господи Боже, утверди на веки слово, которое изрек Ты о рабе Твоем и о доме его, и исполни то, что Ты изрек. И да возвеличится имя Твое во веки, чтобы говорили: "Господь Саваоф - Бог над Израилем". И дом раба Твоего Давида да будет тверд пред лицем Твоим. Так как ты, Господи Саваоф, Боже Израилев, открыл рабу Твоему, говоря: "устрою тебе дом", то раб Твой уготовал сердце свое, чтобы молиться Тебе такою молитвою. Итак, Господи мой, Господи! Ты Бог, и слова Твои непреложны, и Ты возвестил рабу Твоему такое благо!" И если Давиду открыта такая тайна, он может продолжить: "Ныне начни и благослови дом раба Твоего, чтоб он был вечно пред лицем Твоим, ибо Ты, Господи мой, Господи, возвестил это, и благословением Твоим соделается дом раба Твоего благословенным во веки". Так Давид излил пред Господом в святой скинии глубочайший пыл своего сердца. Он никогда не забывал больше, что Господь позволил ему открыть. Обетование наполнило его сердце своей небесной гармонией на всю жизнь, и эта тайна влекла его к себе все больше и больше. И благородная фигура царственного Потомка, Которому предстоит царствовать вечно, через непрерывное Божественное откровение становилась все яснее и ярче в душе его. В Псалме 110 он называет Господом Того, Кто будет его потомком, говоря: И сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу всех врагов Твоих в подножие ног твоих". К концу своих дней он вспомнил божественное послание Натана, и дивное созвездие утешений блеснуло в памяти пожилого царя, облегчая его мирный путь в свой дом. В его лебединой песне мы слышим всю радость души его: "Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня. Сказал Бог Израилев, говорил о мне скала Израилева: владычествующий над людьми будет праведен, владычествуя в страхе Божием. И как на рассвете утра, при восходе солнца на безоблачном небе, от сияния после дождя вырастает трава из земли", - то есть такой правитель все больше распространяет вокруг себя мир и процветание, - так Давид спрашивает: "не так ли дом мой у Бога? Завет Он заключил со мной, вечный и непреложный". Видите ли вы обетование, которое принял Давид и которое простирается так далеко в будущее? С того времени, как Натан обратился с этим словом к царю, всему Израилю возвещается Спаситель, Который установит вечное царство мира, "сын Давида". Все пророки знают, что спасительная ветвь - это отросток от корня Давидова. Именно в родословной Давида раскрывается надежда. На Вифлееме наш взор обретает святую уверенность и покой. И мы также узнаем о небесном происхождении Потомка Давида и о Его сущностном единстве со Всевластным Богом, о том, что Его происхождение от вечности. И когда наступил час Его прихода, к Марии обращается небесный посланник, говорящий: ты родишь сына, который будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и Господь Бог даст Ему престол Его отца Давида. Вскоре после этого мы слышим в устах священника Захарии приветствие: "Благословен Господь, Бог Израилев, потому что Он воздвиг нам рог спасения в доме Давида, отрока Своего". И тридцать лет спустя мы слышим осанну Сыну Давидову из уст тысяч людей, приветствующих Его вхождение в Иерусалим: "Благословен Грядущий во имя Господне!". Все это звучит эхом Божия откровения, что пророк Натан однажды принес Давиду, и которое Духом Божиим все более и более прояснялось и уточнялось. Таким образом, Иисус Христос жил сотни, даже тысячи лет до Его появления в ожидании друзей Божиих. "Истинно говорю вам, - слышим мы от Него, - многие пророки и цари и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели того". Волна горячего стремления к пришествию обетованного Князя мира восходила в избранном народе от века к веку. О, какое счастье предстояло испытать ему! Солнце правды, восход которого увидел на далеком горизонте Давид, теперь уже в течение восемнадцати веков сияет в небе мира, и возвещает полноту спасения, света и благословения, оплодотворяющую землю. Даже вы, кто не верит в Него, вы бессознательно наслаждаетесь Его спасительным действием в бесчисленных преимуществах, которые вам так нравятся. Я упомяну здесь лишь утонченные манеры, бюргерский порядок, в котором вы живете, преображенную семейную жизнь, которую вы так цените, ибо знаю, что, несмотря на все свое неверие, вы молчаливо воодушевляетесь всем этим; и разве вы тем самым не купаетесь в дивных лучах Солнца правды? И кто может скрыть факт наличия таких плодов в наши считающиеся просвещенными дни, дни дерзких отрицаний и противостояния Ему уже в течение долгого времени? Друзья, я думаю, что приближается, хотя пока еще и не пришло, время, когда Его лучи воссияют над нами навсегда, и после вскех испытаний странствия по пустыне наши голоса сольются воедино в песни сердца: осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Аминь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий