08 июня 2016

Роберт Хокер. Знание спасения и прощения грехов (1785)

Молитва


Милостивый Господь, Бог наш! Мы смиренно просим Тебя явить нам Твое величие, Сущий, Высокий и Превознесенный, обитающий в вечности, явивший Себя в Троице Лиц, Тот, к Кому мы можем приходить лишь при посредничестве нашего славного Христа. Дай нам прочесть Твое святое Слово, и услышать, что Ты хочешь сказать нашей деревне; снизойди милостиво, чтобы благословить наше духовное понимание, чтобы оно согласовалось с истиной, как она есть в Иисусе, и да будет угодно Тебе, Бог наш, чтобы она принесла пользу для наших душ. Господи, дай нам слух уха, глаз видящий и сердце слышащее и понимающее, чтобы мы могли иметь уверенность в Тебе, и чтобы слово Твое и благоухание имени Твоего было для нас, как разлитое миро. Благословенна милость Твоя на Твоем народе, в которой слово Твоей милости приходит к нам; и пусть в каждой его части от начала до конца наши души обретут обновление и утешение, и тайны Твои будут явлены нам через это служение, чтобы каждый здесь мог смиренно пасть на лицо Свое и подтвердить: истинно с вами Бог (1 Кор.14.25). Да услышит Господь и да ответит на эту молитву ради Иисуса. Аминь.



Дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их

Лк.1.77


Спасение! Какое величественное слово! Как огромен и бесконечен его смысл! Он потяжелее того великого жернова, который Иоанн видел в своем видении бросаемым ангелом в море со словами: "с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его" (Откр.18.21). Но что значит разрушение Вавилона, который является одним врагом Церкви, по сравнению с уничтожением всех врагов Бога нашего и Христа Его, с уничтожением греха, смерти, ада и могилы нашим славным Господом, Который как Богочеловек совершил это Своей всемогущей рукой, и таким образом, что в вечном Царстве Христа им не найдется уже места! Он "закончил беззаконие и положил конец греху" (Дан.9.24 KJV), так что "беззаконие Израиля, хотя и поищут, не найдут, и грехи Иуды не будут найдены" (Иер.50.20). Христос "разрушил смерть и явил жизнь и нетление через благовестие" (2 Тим.1.10). Более того, Он не только разрушил смерть, но и сокрушил "имеющего власть смерти, то есть дьявола" (Евр.2.14). Он победил ад и могилу, "отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою" (Кол.2.15). Так что, взирая на Него и на Его совершенное спасение как на единственную причину всех наших побед над этими могущественными врагами, мы можем лишь воскликнуть вместе с апостолом во Христе: Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Жало же смерти - грех; а сила греха - закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!" (1 Кор.15.55-57). Какое величественное слово, и какая бесконечная сила - спасение!

Но мы не должны останавливаться здесь. Спасение, как дело, совершенное только нашим всеславным Христос, не только относится к нашей жизни сейчас, но в бесконечно большей степени - к той, которой надлежит прийти. Когда Бог явился в нашей плоти, Его великое спасение было применено к Его Телу, Церкви, и она по справедливости получила утраченное наследие, к которому от века была избрана во Христе, и к которому она теперь восстановлена во Христе, и будет иметь его в Нем на всю вечность. Апостол Петр, под вдохновением Бога Святого Духа, дивно говорит об этом в словах: "Бог же всякой благодати призвал нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе" (1 Пет.5.10). Вы можете видеть, что "вечная слава" входит в это великое спасение, и она названа венцом всего. Это великая и главная причина, по которой Христос сошел с небес, чтобы привести всех Своих людей к Себе. Я не рассчитываю здесь узнать, в чем состоит эта вечная слава; действительно, мы сказали, что она так непостижимо велика и благословенна, что "не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1 Кор.2.9, ср. Ис.64.4). Но именно эта вечная слава есть цель и венец спасения.

И вот здесь у меня есть повод задержаться для краткого наблюдения над тем, что сказано Богом по этому поводу. Возможно, некоторые из вас не привыкли считать спасение чем-то более высоким, чем получение прощения за грех, и думают, что если это так, то это все, что мы можем найти и в чем мы нуждаемся. Но наш всеславный Господь Иисус Христос сделал для избавленных Им нечто большее, чем просто очищение их от всех грехов Кровью Своей; Он явил им Свою праведность и облек их в нее, и через возрождение Он избавил их от всех ужасных последствий Адамова преступления и падения, в котором через отступничество первого человека они были потоплены вместе с миром, и восстановил их к той святости и чистоте, в которой они были избраны в Нем прежде создания мира (Еф.1.4-7, Гал.3.13, 2 Кор.5.21, Ис.61.10). Следовательно, спасение включает в себя благодать, вечную жизнь и вечную славу, святость, радость и блаженство навсегда, и все это в нашем всеславном Христе (1 Пет.1.3-9).

Но, спросят нас, каким образом знание этих вещей достижимо в настоящей жизни? Мой текст дает немедленный ответ, означающий, что сам смысл проповеди Евангелия, по Божественному учению Святого Духа, предполагает конкретную цель: "дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их". Сами эти слова являются частью песни Захарии, которую он воспел, когда смог лично узнать, что такое спасение. Он на некоторое время онемел, когда эта весть впервые была открыта через его видение, а затем, будучи восстановлен суверенной благодатью, он вспыхнул в своем гимне хвалы: "Благословен Господь, Бог Израилев, ибо Он посетил и искупил Свой народ; и воздвиг рог спасения нам в доме Давида, отрока Своего". И, радуясь этому в своей песне, после упоминания многих важных дел Божиих он говорит: "дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их".

Каждое слово в этом тексте является весомым и важным. Недостаточно просто услышать об этом спасении, прочесть о нем, согласиться с ним, уверовать в него в смысле простого согласия ума; все это имеет значение на пути святых и очень ценно. Но заявление, о котором идет речь, совсем не об этом. Это знание самого спасения, полная и ясная убежденность в его реальности, которая выражена в этих словах, и она находится в полной гармонии с великими событиями, которые совершились в последние дни и были постигнуты через евангельское устроение. Святой Дух, через пророка Иеремию, говорит, что наступят дни, когда будет заключен "новый завет с домом Израиля и с домом Иуды", и Он особо отмечает, что "уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа ", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более" (Иер.31.34). И, чтобы подтвердить еще больше славную истину, которую Бог Дух Святой изрек через пророка в Ветхом Завете, Он любезно повторяет ее через апостола в Новом, используя те же самые выражения, как и прежде, и повторяя ту же уверенность, с которой Божественное учение было открыто тогда, а именно, что Господь "простит грехи и беззаконий не вспомнит более" (см. Евр.8.8-18).

И чтобы здесь не возникло даже возможности ошибки в том, для кого эта дивная милость была предназначена, текст конкретно говорит об этих людях и об их характере, а именно о том, что это "народ Его": народу Его спасение. Да, Господь имеет в виду людей, которых Он принял в завет с Собой во Христе. "Этот народ Я образовал для Себя; да возвестят славу Мою! "(Ис. 43.21). И, упоминая об этом в другом месте, наш славный Глава и Поручитель говорит: "Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников" (Ис.42.6). И поскольку Господь благоволит, чтобы призванные Им по благодати жили в наслаждении Им, в другой части той же книги Он добавляет: "Поэтому народ Мой узнает имя Мое; поэтому узнает в тот день, что Я тот же, Который сказал: "вот Я!" (Ис.52.6).

Но текст не дает нам остановиться и на этом. В этом стихе Писания есть очень емкое слово, на котором, кажется, основана вся радость народа Божьего в познании Господа, а именно его сознательная уверенность в спасении. Можем ли мы, пока нам не известно и нами не принято прощение грехов, как это сказано о Церкви, "хвалиться Богом через Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение" (Рим.5.11)? Как мог Петр заявить, что он и Церковь Божия в его дни были уверены, ибо поверили "не хитросплетенным басням", но были "очевидцами Его величия" (2 Пет.1.16 KJV)? И как Церковь Божия может свидетельствовать о величии Его иначе как через знание спасения в прощении грехов ее? Если бы у него были хоть какие-то сомнения в его уверенности, как мог бы Петр так уверенно обращаться к "ищущим и желающим прихода дня Божия" (2 Пет.3.12)? Мог ли иначе Павел или кто-либо еще подобно ему говорить, исходя из своего знания, о "благословенной надежде явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа", и может ли кто-то иначе сказать, как Павел: "Ибо я знаю,, в Кого уверовал; и я уверен, что он способен сохранить то, что Он дал мне, к тому дню" (Тит 2.13, 2 Тим.1.12 KJV)?

Вот благословенное учение нашего текста, и именно для лучшего восприятия его я хотел бы обратить ваше внимание на библейскую характеристику самого спасения, прежде мы перейдем к тому, что касается нашей главной темы - знания о нем. Объяснение того, что такое спасение, должно подготовить нас к объяснению его познания, а то и другое в сочетании есть главный предмет нашего нынешнего рассуждения. Я перехожу ко второму моменту с целью дать утешение и поощрение людям Господа на пути благодати, и объяснить им, как они могут получить уверенность в своем личном интересе ко спасению Согласно словам текста проповедь Евангелия силой Духа Святого, посланной с небес, совершается с конкретной целью - дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов. Сила Господня спровождает Его слово, чтобы весь Его народ был умудрен ко спасению через веру в Иисуса Христа.

Но прежде, чем я пойду дальше, я прошу задержать ваше внимание еше на одном или двух соображениях. И прежде всего скажу, что знание, о котором говорится здесь, является целиком сверхъестественным. "Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что почитает это безумием; и не может разуметь, потому что об этом надо судить духовно" (1 Кор.2.14). Следовательно, для нас нет никакой возможности узнать Божественные вещи, иначе как по Божественному научению, ибо, пока мы не возрождены и не имеем духовной жизни, у нас нет никаких возможностей получить духовное наставление. И это как раз и объясняет, почему плотские, невозрожденные люди ничего не знают ни о грехе, ни о своей нужде в спасении. Ибо, хотя в Писании Божьем ничто не описано ничего яснее, чем совершенно потерянное и разрушенное состояние всех людей в падении, и хотя множество людей читает об этом, никто из них не будет думать о том, как искать искупления, кроме тех, которые возрождены и духовно научены Богом (Иоан.16.8-11).

Но тогда позвольте мне сделать еще одно наблюдение, связанное с предыдущим, а именно, что если никто, кроме тех, которые духовно возрождены и научены Богом, не может получить знание, о котором мы сказали, то это огромное благословение полностью даровано нам от Бога. Таким образом, наш текст говорит о том, о чем знают все люди Господа, которым дано "уразуметь их спасение в прощении грехов". Душа, которая чувствует желание спасения, больна грехом и знает смирение и страх, и из чувства неподготовленности и недостоинства опасается, что она лишена интереса ко спасению. Но если мы по благодати узнаем уже то, что это дар, то, конечно же, никакое наше достоинство или недостоинство не может иметь ничего общего со свободной благодатью Божией. Если сокрушенный грешник испытывает скорбь и страх, то Господь избавит его. Это Его благодать, а не наша заслуга, Его слава, а не наши стремления; именно так проявляется милость Господа к Своему народу. "Не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости Он спас нас, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего" (Тит 3.5-6).

И если я задержу вас здесь еще и добавлю еще одно наблюдение, то только для того, чтобы поощрить рабкие души; а именно, я отмечу, что все качество нового рождения и духовной жизни, как и самого спасения, состоит в том, что все это является единственно даром Божиим; если этот дается любому из чад Божиих, то дается свободно. Даже младенец во Христе является столь же истинно причастником духовной жизни в Нем, как и пророки и апостолы. Различные степени возрастания в духовном знании и осуществлении духовных вещей не делают никакого различия в духовной жизни. Все мы, объясняет Святой Дух через Петра, которые получили драгоценную веру через праведность Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, "соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью" (2 Пет.1.4). И другой апостол в другом месте говорит об этом: "Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом" (1 Кор.12.13). Да освежит Господь эти вещи в вашей памяти, прежде чем мы пойдем дальше!

Я вновь обращаю ваше внимание на библейское описание самого спасения, которое должно правильно сформировать наше знание о нем. Я исхожу из того, что все Три Лица в Боге состоят в завете и принимают равное участие в нем. Наш всеславный Христос соединил человеческую природу с Божественной, и, таким образом, Он явил нам Иегову как Царя и Устроителя всех целей этого великого домостроительства. Действительно, только дело Самого Бога принесло спасение (Ис.63.5), и мы понимаем под этим высоким устроением все изначальные и вечные указы Трех Лиц Божества, которыми от вечности была сформиронам быть "святыми и непорочными пред Ним в любви" (Еф.1.4). И, таким образом, Церковь была помазана во Христе от века Святым Духом. Во времени же, в падшем и потерянном состоянии Церкви, стало необходимо ее спасение Христом, и не потому, что Бог в самом деле не мог иначе противодействовать греху или покончить с ним, а потому, что такова вечная цель Бога в Триединстве Его Лиц, касающаяся Церкви. Изначальный замысел Иеговы никогда не мог быть разрушен. Церковь была избрана во Христе и была принята в Нем прежде, чем был сотворен мир, и так будет и тогда, когда бытие всех миров закончится. Но то состояние, в котором Церковь пала и деградировало, стало основанием для совершения великого спасения Христом. И Господь Иисус Христос в Своем всемогущем Богочеловечестве и в Своих делах Вседержителя сделал для восстановления Своей Церкви больше, чем все, что грех сделал или мог бы сделать для ее падения. Нескольких фактов будет вполне достаточно, чтобы подтвердить и проиллюстрировать это.

В падении и преступлении Адама Церковь, а также мир в целом, стала виновна пред Богом. "Грех вошел в мир, и грехом смерть, и так и смерть перешла во всех человеков, потому что все согрешили" (Рим. 5.12). Спасение поэтому было совершено Христом для того, чтобы положить конец греху, уничтожить смерть, и принести жизнь и нетление через Евангелие. Он не только покончил с беззаконием и положил конец греху, и не только разрушил смерть, но "сокрушил имеющеговласть смерти, то есть дьявола, и избавил тех, которые, из-за страха смерти, были все время их жизни в рабстве" (Евр.2.14 KJV). И кроме того, в нашем спасении наш всеславный Христос должен был сделать больше, чем все это. Ибо если Церковь в своем падении потеряла всякую праведность, Он должен был восстановить ее к лучшей праведности, чем та, что она потеряла. И, таким образом, Он как славная Личность Божества, взяв нашу природу без греха в святой союз с Божественной природой (Лк.1.35), в этих двух природах стал нашим Поручителем и совершил полное и законченное спасение. Он упразднил грех Жертвою Своею (Евр.9.26) и победил смерть Своей собственной смертью, когда Он страдал, "Праведник за неправедных, чтобы привести нас к Богу" (1 Пет.3.18). И так Он принес вечную праведность для всего тела Церкви, когда "одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых" (Евр.10.14), и это касается нас и всех верующих (Рим.3.22).

Но мы не должны останавливаться здесь. Этого недостаточно, чтобы описать всю полноту этого могущественного дела, ибо для того, чтобы иметь четкое представление о нем, мы должны рассмотреть право Церкви на него. Все, что Христос сделал, и все Его страдания были ради Бодьих намерений и целей в отношении Его народа. Он стал его Главой, Поручителем и Супругом. Не ради Себя Он нес узы смерти; Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1 Пет. 2.22). И если бы Он не пришел как Представитель и Поручитель Церкви, то любая боль, которую претерпел Христос, и любой упрек Ему со стороны Отца были бы не только несправедливы, но кощунственны. О, какая благословенная перспектива: созерцая Всемогущего Страдальца, мы видим в Нем все тело Церкви!

И я добавлю еще одно слово к этой освежающей души теме. Когда мы видим бесконечное достоинство Его Личности, и бесконечное значение и заслуги Его дела, Его вседостаточность в состоянии утешить самый унывающий ум и поощрить людей Господа, истерзанных глубиной чувства греха! Все, что мы потеряли из природы святого, но земного Адама, более чем компенсировано духовной святостью нашего всеславного Христа. И как богато, полно и вседостаточно спасение, которое Бог во плоти совершил для нас в нашей природе, которая стала воистину Его достоянием! Мы настолько изменили величию небес, что немыслимо что-то с нашей стороны добавить к нему или убавить от него. Вот драгоценное заявление Бога Святого Духа в отношении Личности Христа, и оно подтверждает, что в отношении спасения Он является началом и концом всего. "Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно. И вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти" (Кол.2.9-10).

С этой точки зрения на совершенную и славную Личность и непередаваемое дело Господа нашего Иисуса Христа я должен перейти к последней части нашего рассуждения, чтобы показать, что согласно Божественному учению смыслом проповеди Евангелия является "дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их", и какое поощрение и утешение Его люди имеют в этом замысле. И вот здесь, исходя из всего сказанного, я замечу, что принцип Евангелия не есть простое требование веры. Для нас будет достаточно сказать, что самый первый шаг к познанию спасения должен быть сделан в возрождении или новом рождении, когда грешник оказывается способным к духовной жизни и вместе с тем получает чувство собственной греховности и также вседостоинства и вседостаточности Христа. Пока я не являюсь духовно живым, у меня не может быть духовных стремлений или действий. И когда Господь дал мне это, Господь дает мне с этим и чувство греха, и желание спасения. И если я осознаю себя как такового совершенно беспомощным, находящимся в безнадежном состоянии, и это знание полностью раскрывается в моей душе, то я начинаю непрестанно стремиться ко Христу, и меня ничто не может удовлетворить, пока Христос не изобразится в моем сердце как упование славы! Поэтому знание спасения предполагает прилежный поиск в себе, в своем собственном сердце, свидетельств новой жизни. Это благословенный дар, который в каждом, кому он дается, образует начало нового периода в жизни человека, и он заметен по воздействию на наш ум. Каждая способность рожденной вновь души приобретает новую жизнь; наши глаза становятся способны видеть духовно, уши слышать духовно, ум и совесть обретают покаяние перед Богом и веру в Иисуса Христа, и способность видеть и взращивать в себе дары благодати. Примете ли вы мой совет искать эти признаки в своих сердцах и исследовать их? И если вы познаете Бога - хотя перед этим могут пройти годы горечи души - вы скажете: да, Господи, Твои люди переживают эти вещи, и в них жизнь моего духа!

Позвольте мне сделать еще одно наблюдение. Знание спасения не может быть полностью достигнуто, пока не будет дано в сердце лично откровение о том, что мы действительно заинтересованы в этом. Чтобы получить радость от прощения грехов, недостаточно просто знать эти вещи, нужно жить ими. Когда апостол Павел писал Церкви о блаженстве своего состояния после духовного обращения к Богу, он сказал так: "Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, - я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью" (Гал.1.15-16). Вот разные ступени действия благодати: во-первых, отделение от чрева матери по природе, во-вторых, призыв благодати, или нового рождения и его последствий, в-третьих, откровение Христа в Павле, не просто ему, но в нем; наконец, результат всего этого; апостол больше не советуется с плотью и кровью, с этим покончено, у него больше нет и не будет уверенности в себе. И таков единый путь всех людей Господа, которым Он, как Павлу, явил Христа.

Так будет расти в нас видение нашей собственной никчемности и самодостаточности Господа. Знание о спасении в прощении грехов в каждом по-настоящему возрожденном и измененном сердце будет, под Божиим помазанием, утверждать это как определенный принцип. Верующая душа будет жить им, как люди мира сего живут своим достоянием. Тех вы никогда не найдете задающимися вопросом, правы они, делая так, или нет. И люди Господа должны делать то же самое. "Мы имеем искупление, говорит апостол, в Крови Его, прощение грехов, по богатству благодати Его" (Еф.1.7). У нас это есть, и мы живем этим. И это вполне согласуется со словами обетования: "Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он" (Ис.26.3).

А теперь позвольте мне смиренно принять слова нашего всеславного Христа и спросить: вы поняли все эти вещи? Посмотрите же на эти истины, бесконечно драгоценные и важные, поскольку они касаются вашего будущего счастья. Пусть же ваш ум всегда будет духовно освежать та истина, что это знание спасения, в прощении грехов - исключительно дар Господа, а не ваша собственность. Это не заслуга человека, не его достижение, ибо в каждом случае, когда дается прощение грехов, оно остается даром. Как прекрасно говорит об этом Святой Дух Иоанну: "Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца".

И теперь я должен завершить все сказанное молитвой. Милостивый Господь, через Твое благословенное Писание и служение Твоего святого Слова Ты даешь народу Своему знание спасения в прощении грехов. Подай Свое помазание на это Слово, в то время как Ты исполняешь, Свою суверенную волю к радости нашей и к Своей славе. Пусть каждый из нас по милости Твоей получит духовное знание этой спасительной истины в своей душе. И тогда мы будем петь Духом, и петь и умом, новую песнь спасения, которую поют все избавленные Господом люди Его, поют Богу и Агнцу: "Тому, Кто возлюбил нас, и омыл нас от грехов наших Кровию Своею, и соделал нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава, и держава во веки веков, аминь!".

Комментариев нет:

Отправить комментарий