08 июня 2016

Георг Элла. Путеводитель к Сиону

Роберт Хокер (1753-1827) сочетал глубокое библейское учение с интенсивным рвением к благовестию. Где бы он ни служил, появлялись толпы желающих услышать Слово жизни. Хокер проповедовал с большим чувством и состраданием, потому что он знал, что его труд не пропадет даром, ибо Слово Божие никогда не возвращается тщетным.

Несколько лет назад в поисках работ Хокера я нашел международный христианский магазин, имевший собрание его сочинений, но цена оказалась для меня неподъемной. Как я завидовал другу, который смог достать его в другом месте! Когда мне все же подарили эти бесценные труды, это заставило меня задаться вопросом: приходит ли в себя христианский мир? Многие библиотеки некогда гордились собранием сочинений Хокера, но теперь эти книги стали для них обузой, ибо для их проникнутых современностью читателей они казались настолько опасными, что их советовали просто выбросить! Такие действия библиотек - симптом настоящего отступления от разумных принципов Евангелия, которые когда-то привели ко Христу тысячи и которым были верны баптисты и другие тринитарные исповедания XVIII - XIX веков.


Эта статья - не более чем обзор начавшегося 12-томного переиздания великих трудов, в которой не будет их детального анализа. Сначала я вникал в богословие Хокера о Божестве Христа и работе Святого Духа, имея в виду современное еретическое учение, вводящее в Бога разное отношение Ипостасей ко спасению и бессмысленную идею, что Дух якобы вносит противоречие и раздор в Писание. Отстаивая разногласия внутри Троицы о спасении человека и нарушения в логической гармонии Писания, такие писатели разрушаю Церковь изнутри и еще хвастаются, что такое отсутствие единства способствует росту церквей! Что Хокер сказал бы о таких современных претендентах на новый путь на небо? Его читатели найдут в его трудах весть, в которой Бог дал противоядие от этой современной чумы.

Хокер столкнулся с этой ересью в свою эпоху. Это побудило его написать о Троице. Его оппоненты, ставшие унитариями, бежали, теряя тапки и рассчитывая сохранить хотя бы толику интеллектуальной честности. Именно поэтому сегодня имеет огромный смысл читать Хокера снова. Как Божий страж и воин Сиона он доказал свою драгоценность, защищая евангельские истины. Печально видеть склонных к длиннотам и парадоксам современных авторов, вступающих в полемику с унитариями, когда их собственные взгляды на Христа и Писание настолько низки, что они могли бы чувствовать себя там как дома, и непонятно, почему они еще не оставили истину! Для Хокера единство Бога явлено в спасении Им Своего народа. Это не только приведет в трепет ваше сердце и душу, но вооружит вас на провозглашение истины и борьбу с морем заблуждений! Если вы дитя Божье, эти труды несомненно сделают вас убежденным защитником догмата о Троице.

Важнейшей частью дела единой Троицы является действие Святого Духа в применении спасения, которое Отец сотворил в Своем Сыне, и в возрождении падших и погибших грешников. Действительно, Хокер утверждает, что именно через единство Духа и Богодухновенного Слова грешник видит единство природы Бога в подготовке спасения для него и единство триединого действия в действенном искуплении его. Хокер утверждает, что если бы такая работа реально не упоминалась в Библии, и единство действия Троицы не утверждалось бы непоколебимо в каждой части Слова Божьего, то были бы возможны некоторые извинения для людей, не придерживающихся этого. Однако если Священное Писание говорит о деле Отца, Сына и Святого Духа как о совместном в спасении грешников, и если тысячи могут свидетельствовать о своем рождении от Бога через эту работу, мы видим, насколько надежны основания для доверия к этому свидетельству Слова, и видим глупость людей, стремящихся найти дисгармонию в слове с помощью рассуждений, которые находятся в дисгармонии с Богом.

Работа "Союз со Христом" была написана, чтобы подготовить верующих к службе причастия и дать им уяснить, что значит верить во Христа. Он есть Лоза, а мы ветви; Он Глава, а мы тело. Вместе мы созидаем Божий Храм и являемся членами одного Тела, Невестой Христа и семьей Божией. Редко где я встречал такое возвышенное учение о таинственном союзе святых с Господом от вечности и к вечности, как в этих поистине драгоценных книгах. Советы Хокера о том, как убедиться в нашем единстве со Христом - один из лучших примеров пастырской заботы вообще.

Хокер уделяет большое внимание молитве, а его написанные с горячей любовью наставника работы против отчаяния издагают некоторые самые трудные христианские учения, но, возможно, и самые полезные. Хокер показывает, как молитва в Духе открывает двери небес. Самые благословенные его труды - книги гимнов "Пилигрим", "Воин Сиона", "Странник Сиона" - написаны для тех, кто уже знают, что они пришельцы и странники на земле, но продолжают свой путь к Сиону. Эти гимны не просто призывают к спасению, но содержат твердые учения Писания и опыт каждого верующего. Хокер показывает в этих работах, как нелегкий путь ввысь полон благодати, милости и любви от начала до конца. Я бы мог привести немало личных свидетельств, и я знаю, что Бог укреплял мою слабую веру через эти гимны, воодушевляя на путь к Сиону. Свидетельство Хокера настолько сильно, что, читая его, я готов был представить, что иду рядом с этим великим святым и держу его за руку! По крайней мере, несколько его книг произвели именно такой эффект.

Хокер был не только приходским пастором, но капелланом флота в Плимуте, и его книга "Сострадание к скорбящим" написана на основе тяжкого опыта. Когда в порт вошли корабли, полные умирающих от тропической лихорадки, Хокер и его церковь сделали все возможное, чтобы облегчить их участь, превратив в больницы все сараи, и все же за три месяца эпидемии умерли сотни людей. Имея тяжелейшее расписание в своем приходе, Хокер, который сам мог заразиться, часами каждый день утешал умирающих и хоронил погибших. Любой неизлечимо больной, опасающийся за чью-либо жизнь или желающий помочь умирающим должны по возможности прочитать эту книгу, как она есть, не в пересказах, ибо в ней есть практический опыт и подлинное утешение от корки до корки.

Кроме этих работ, являющих величие Хокера за письменным столом и в пастырской работе, два тома "Сельских проповедей" являют его верность истине за кафедрой. Слова, содержащиеся в мемориальной доске Хокера, раскрывают его доблесть как пастыря: "Элегантность и простота речи, живость и блеск воображения, ясность и сила мысли, глубина и четкость христианского знания и опыт, которым он был благословлен, сохранены в его проповеди".

Хокер был очень талантливым и многосторонним человеком, во многом улучшившим качество христианского образования в Англии. Его детский катехизис мог бы стать предметом профессионального интереса любого христианского педагога. Хотя Гейдельбергский катехизис изучают в наших школах (Северный Рейн-Вестфалия), он мало используется из-за его старинного языка. Труды Хокера не должны быть проблемой для современных англоязычных тинэйджеров, и они могли бы быть превосходным дополнением к воскресной школе и семейному поклонению. Некоторые христиане возражают против детского катехизиса, но они не против того, что их дети учат наизусть кучу песен низкого качества. Для Хокера вопросы и ответы - это изложение, соответствующее Писанию, и если Писание способно настроить сердце для Бога, христиане не вправе придираться к этому средству благовестия для детей. Кроме того, катехизис Хокера обеспечивает учеников глубоким знанием истории евреев, двух Заветов и всего пути спасения. Великое Пробуждение требует, чтобы мы возвещали этот путь всем людям, и прежде всего нашим детям.

Я не могу достаточно рекомендовать эти дивные поучительные и душеполезные сочинения. И один их том бесценен, но духовная сила каждой книги так велика, что она поистине ведет к небесам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий