14 июня 2016

Фридрих Круммахер. Царство креста (1852)

Возлюбленные в Господе! Едва ли среди людей есть большая путаница понятий, чем о том, что значит быть истинным христианином. Попытаемся же подобрать верные слова, чтобы положить конец этой путанице и рассеять тьму, которая постоянно окружает этот вопрос. Как благородна картина, предстоящая нам! Господь славы, уже будучи у врат Своего Царства, обращаясь к миру со словами о самом важном, говорит: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной". Эти слова, в особенности в связи с пояснениями, идущими дальше, изливают три потока света, проясняющие нам, во-первых, замысел Самого Богочеловека, во-вторых, то, что Бог повелевает нам ради нашего спасения и жизни, и, в-третьих, конечную цель нашего высокого призвания. Попробуем раскрыть это более подробно, чтобы увенчать слова нашего Господа и выслушать Его благословение!

1. То, о чем Спаситель говорит в нашем тексте, Он не повелевает говорить тайно, но возвещать громко на улицах и с крыш. У Него есть для этого все основания. Как говорит евангелист, Он вышел вместе со Своими учениками к народу. Мудрецы мира сего никогда не возвещали таким образом об открытии своих школ. Девизы, которые пишут на порталах университетов и академий, обычно имеют приятный тон и привлекательны по содержанию; в них преобладают обещания. О чем же речь идет здесь? Символ, о котором говорит Христос - это крест, а его суть - это духовное умирание. И тем не менее за ним явлены во всем своем блеске самые роскошные драгоценности в короне Князя мира. Его правдивость - это поистине драгоценный камень, который сопровождает его на каждом шагу и ставит важнейшую печать на Божественность Его миссии. Он никогда ничего не приукрашивал, не вуалировал и не предлагал людям фантазий. Он возвещал всю высоту неприкрашенной истины, несмотря на риск, что в таком виде ее отвергнут. Он предпочел бы вообще не иметь миллионов учеников, которые не будут входить в Царство узкими вратами, и, следовательно, в великий день окажутся плевелами и будут отвергнуты. С Ним ходили тысячи людей, которым Его слова казались слишком тяжелыми; таковых Он мог спросить: не хотите ли вы отойти? Конечно, это означало, что тот, кто согласится быть Его учеником, должен будет отказывать себе очень во многом. Это означало необходимость встать на путь, полный унижений, тревог и беспокойств. От тех, кто желал присоединиться к Нему, Он требовал жертв и самоотверженности до смерти. И это означало одно: если вы не хотите отказываться от надежды полностью, то у вас должно быть только одно стремление - следовать за Мной. Именно это Он готов был с полной решимостью и спокойствием написать над вратами Своего Царства. Что показывают нам эти замечательные слова, как не то, что тем, кто готов пойти этим путем, Он предлагает очень высокий принцип вознаграждения, и готов ждать их в Своем Царстве? Эта истина сияет ярким светом в уме Самого Господа, и показывает, что Он, как впоследствии апостолы, знал, что нынешние временные страдания производят вечную славу; и Он обращался к Своей семье именно с тем, чтобы убедиться, понимает ли она это. На самом деле то граничащее с безразличием молчание, которое, как мы читаем, встретили Его слова со стороны многих учеников, показывает, что эта истина далеко не всегда утешительна для нас. Кто-то может подумать, что это похоже на то, как если бы богатый человек обращался бы к беднякам с предложением жертвовать последнюю еду и одежду для совсем нищих. Но что общего это будет иметь с приглашением в нашем тексте? На самом деле наш Господь Своим примером показал, что, призывая к такого рода преданности, Он требует пустяка по сравнению с тем, что перенес Он Сам!

Хотя сейчас речь пойдет не об этом, наше недоверие к этим словам показывает лишь то, что немногие осмелятся оспорить - то, как мал наш удел в Нем. "Отвергнись себя, и возьми крест свой" - это призыв к мужеству, и нельзя сказать, что Он требует чего-то настолько небольшого, что в таких условиях вряд ли можно ожидать, что лишь некоторые не захотят и не придут. Вы знаете, что к Нему так или иначе приходят миллионы, но то, что приветствие Господа именно таково, показывает, что для Него не так важно, сколько людей придет. Ибо Он убежден, что сердце бедного человека не может обрести покой, иначе как освящаясь, а это возможно только в Его руках, ибо никому больше не превозмочь нашу черствость. Он знал при этом, что сердца томятся по Нему, как деревья простирают свои ветви к солнцу, что такова природа души; но эта возвышенная уверенность не может поколебать того, о чем Он свидетельствует в этот час.

2. Таков первый свет, которым сияет надпись на вратах Царства Христа, проясняя нам сокровенную мысль нашего Господа и Спасителя. Мы видим, что Он знал, Кто Он есть и что Он совершает величайшее дело для человечества. Пусть же эти слова обозначат для нас путь Его спасения. Он говорит: отвергнись себя и возьми крест свой (в одной из рукописей Луки: "возьми каждый день"): это условие того, чтобы следовать за Мной, условие спасения. Для израильтян это были суровые слова по двум причинам. Прежде всего, они шарахались от слова "крест", ибо оно указывало на воплощение всех мыслимых кар, стыда и позора. Это слово Господа приходит как огненный меч на границе Его Царства, изгоняющий всех, кто входит в него не воротами. Этого могут не видеть первосортные богословы, выдающиеся лидеры церквей и ассоциаций и даже просто глубоко церковные люди, которых Учитель не допустил бы до Своей Вечери, потому что эти Его слова им не указ. Простое согласие с истиной Божией и благочестивые чувства ничего не решают относительно истинности нашего христианства. Даже изменения в нас и труд наших сердец не имеют здесь решающего значения, ибо здесь нужно только одно. Посмотрите только на одного человека - на Павла. Он мог бы появиться среди нас смертельно бледным и израненным. Он знал, что его жизнь в руках Того, Кто умер за него, и что ему также предстоит умереть с Ним. Но мы нигде не слышим, чтобы он жаловался или роптал на свою судьбу, ибо он вообще не стремился к благополучию по плоти. Он готов был бы сам надеть терновый венец ради Христа, и носить его как венец славы. Он не искал никакого мирского престижа и удобств. Он хотел, как когда-то Давид, быть "наименьшим", самым низким из слуг и служанок Божиих. Человек, который мог бы блистать славой интеллектуального гиганта, предпочел отказаться от этого блеска и быть безумцем ради Христа в этом мире. Он мог возгордиться и добиться блестящих жизненных целей, но он предпочел повергнуться ко стопам Господа со словами: "Господи, что повелишь мне делать?", пройти ради Него темные долины унижения, и узнать, что Иисус всегда прав. Как бы ни были глубоки унижение и горе, которые он перенес, они не принесли ему вреда, ибо благодать давала утешение среди них. Лишившись всей своей праведности и зная, как он грязен, он не ждал ничего хорошего от самого себя, не придавал особого значения тому, что о нем думали враги или друзья, но лишь больше ценил своего Господа и Его Евангелие. Посмотрите на него и спросите себя: близок ли нам этот человек? "Я далек от того, чтобы хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого распят мир, и я для мира". Я знаю: этот человек является христианином!

Посмотрите теперь на другого; его зовут Симон Петр. Темная тень покрывает его жизнь. Ее отбрасывает крест, который, согласно пророчеству, ждал его в конце пути. Он едва не погубил в себе все все, когда отрекся от своего Господа. Но он не хотел приятных дней в этом мире, он не искал даже легкого ухода из жизни; он не был самому себе хозяином, и не мог ограничиться тем, чтобы просто удалиться от растления мира и его похотей. Скорее он, вместе со своим братом Павлом, готов был счесть все, что имел, мусором и навозом, чтобы приобрести Христа и только Христа. Он хотел полностью и абсолютно отдать себя Ему, и призывал к тому же своих братьев: «Радуйтесь , что вы страдаете со Христом, дабы иметь радость и наслаждение, когда раскрывается Его слава". И также: "Блаженны вы, если вы будете упрекаемы за имя Христа... ибо Дух славы почиет на вас". Если бы вы посмотрели сейчас в глаза этому человеку - могли бы вы последовать его жизненному пути, вплоть до момента, когда он, как молчаливый послушный агнец, умер ради Христа, как Христос умирал за него? Я знаю, что он был истинным христианином!

Заметили ли вы, возлюбленные, что все это значит для тех, кто хочет спастись? "Всякий , кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой ;и следуй за Мною". Смысл этих слов в том, что нам, братья и сестры, предстоит борьба, трудная и упорная борьба, и бороться потребуется до победы. И следует понять, что это борьба не только против отдельных ошибок и вредных привычек, с которыми вы сталкиваетесь регулярно или впервые обнаруживаете их в себе. Против таких вещей вам, скорее всего, уже приходилось бороться с переменным успехом, но, хотя бы так продолжалось всю жизнь, вы могли оставаться далеко от девиза, который начертан на вратах Царства Христа и которому вы призваны следовать. Борьба, предписанная нам - это борьба против всего своего развращенного естества, отвержение самих себя и безусловное отдание всего, что у нас есть, на алтарь Христа и Его Евангелия. Прежде всего, мы, как правило, самодовольны, желая предстать перед Богом и людьми со своими собственными достоинствами. В нас живут книжники и фарисеи, и если мы не превзойдем их, мы останемся лишь со своим проклятием перед Богом, ибо они тоже надеялись избежать будущего гнева, но при этом не придавали никакого значения свободной благодати. Наше гордое Я считает, что все решения в нашей власти, что мы можем определять, что есть добро и зло, что истинно и достойно всякого принятия, а что нет, что правильно, а что неправильно. Но это мог бы написать на своей могиле любой философ, и это не принесло бы нам никакого утешения - в отличие от слов Павла, который отважился среди нас "не знать ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого". Он вкусил безумие Евангелия, чтобы уподобиться ребенку, и понять, что сам по себе он ничто. Поразительно, как мы порой хотим возвышаться над другими даже в том узком кругу, в котором живем - вместо того, чтобы, как Навуходоносор, повергнуть свою гордость в прах! Но чтобы решительно отказаться ради Христа от того, чтобы чтить мир и плоть, в вас должна прийти и развиться жажда того, чтобы Господь и Спаситель был превозносим и почитаем, и тогда ради чести быть чадом Божиим и причастником Его жизни вы перенесете любые упреки. В этом отношении вы свободны выбрать путь, по которому вам идти, но этот выбор определит вашу судьбу. Но знайте, что ваша свобода - это левиафан под волей Божией, и если это так, вы должны быть готовы заплатить любую цену, чтобы идти по Его пути, каким бы слезным и тернистым он ни был. Вы убедитесь в своем сердце в истинности слов одного старого гимна: "Что бы Ты ни предложил, я готов на любую цену" (Geistlicher Liederschatz. B.,1840. №381) - или же вы никогда не войдете в Царство Небесное. Вооружитесь же на свои плотские помыслы! Выньте меч из ножен против этих саддукеев в вашем сердце! Они не должны остаться в живых, или по меньшей мере устоять. Возможно, ваши требования к самим себе будут нелегки и начнут угнетать вас, но оставив этот мир, вы однажды уподобитесь ангелам - хотя бы это и могло напугать тех, кто не мыслит себя вне плоти и крови. Но и помимо этого понимание необходимости распинать свою греховную плоть со страстями и похотями должно исходить из того, что вы подчиняете ее властью нового человека. Внутри вас теперь есть сокровища, радости и утешения, которыми вы можете наслаждаться без греха; и обретая свободу там, где Господь требует от вас самоотречения, однажды вы сможете в полной искренности сказать вместе с Павлом: "Умею жить в скудости, умею жить и в изобилии... Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе".

Посмотрите же, друзья, на это самоотречение, которое Господь считает самой важной чертой ученичества! Этого самоотречения требует все, к чему Он воодушевляет нас. Он окружает нас всякого рода горем и заботами. Он заставляет нас постоянно сопротивляться собственным желаниям и мирским надеждам. Он может предоставить нас всякого рода позору и унижениям, и часто оставляет нас среди недоумений, когда мы не можем распознать Его дела и замыслы. Но если во время всего этого мы по-прежнему будем держаться за Его крепкую руку, наше сердце и ум, и все наше существо станет Ему живой жертвой. Это означает также, что мы должны "поставить крест" на нашей плоти, которой предстоит умереть, чтобы жить в Духе Его и исполнять Его волю. Этот внутренний процесс продолжается до тех пор, пока мы живы здесь на земле, и тысячами разных путей он влияет на нашу жизнь. Снова и снова нам придется распинать наш плотской ум со всем его высокомерием и тщеславием, преодолевать его гордость и своеволие через веру и попирать его под нашими ногами, как Дебора врагов своих. Не будем же считать необоснованным Божие требование не желать и не позволять себе ничего, чего не позволяет нам Христос! Только так мы обретем удовлетворение в справедливости, мудрости и радости, узнав, что замысел нашего Господа единственно разумен для жизни и мы можем лишь подчиниться Ему и отдать себя, вместо того чтобы ублажать. В греческом тексте употребление Господом слова "душа" явно показывает, что речь идет не просто о чем-то, отдельном от тела. Скорее Он понимает под душой наш плотской, естественный ум, живущий для себя. Кто отдаст эту жизнь ради Христа, получит жизнь более высокую и вечную.Тот же, кто хочет лишь сохранить свою естественную жизнь, неизбежно потеряет ее. Какая польза человеку, спрашивает Господь, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Душа того, кто хочет жить сам для себя, вместо того, чтобы умереть для себя и и жить во Христе, будет потеряна, и это непоправимо. Что, спрашивает Господь, даст человек за душу свою? Единственный выкуп душ грешников приготовлен Отцом через Сына. Кто любит кого-то или что-то больше Меня, говорит Он, тот недостоин Меня. Лишь того, кто отдаст Мне тело и душу, Мое заступничество покроет пред судом Божьим.

3. Вы видите, почему это стоит так дорого - быть христианином. Это требует затраты не меньшей, чем вся наша жизнь. Ибо Царство Христово есть царство Креста, и путь Его учеников через мир столь тернист, что он действительно является крестным путем. Это путь, на котором ежедневно умерщвляется наш ветхий человек со всеми его идеалами, планами, мечтами и желаниями; ежедневно обновляется отречение от всего, что радует и тешит нашу падшую природу; ежедневно обновляется наше посвящение Господу, и если Он захочет повести нас путем Иова, Лазаря и Стефана - то будем благодарны Ему за водительство, дающее возможность послужить Ему таким образом! Путь к Сиону - это крестный путь, освященный слезами. Те, кто живут в стенах его, несли венцы с шипами. Но тому, кто идет по нему верой - а никак иначе идти нельзя - становится ясно, что без Христа его ждало бы вечное проклятие, и только в Нем можно найти спасение и покой. И лишь те, кто пережил эту внутреннюю смерть, обретут похвалу и будут призваны во славу! Их странствие возможно только потому, что они крепко держатся за руку своего Небесного Друга. Он вносит в наш ум и сердце Свой драгоценный камень Божественного сыновства, и с ним мир, который превыше всякого ума. Кроме того, Господь никогда не даст нам испытаний тяжелее тех, что мы сможем понести с Его помощью, и если искушения не дают нам принять это обетование, Он обращается к нам снова и снова. И даже когда нам особенно трудно, когда от нас требуются жертвы и наше сердце сокрушено и сломлено, Он дает нам поистине чудесный ключ ко всем сокровищам Божьего сострадания и милосердия, вкладывая его через молитву в наши руки, и мы можем взывать к самому сердцу Того, Кто утешает нашу приверженность, как не утешит ни одна мать! И высоко в небе сверкают над нами яркие звезды надежды на нетленную славу. Как только эта цель нашего пути будет достигнута, мы сможем забыть все перенесенные скорби! Послушайте Господа снова: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною". Это "следуй за Мною" - не призыв только, но и скрытое обетование; оно касается всех крестов, которые мы несем, даже за пределами града Божия, и оно открывает нам славу Того, Кто прошел этим путем прежде нас, чтобы подготовить место, где будем и мы. Поэтому "следуй за Мной" означает также: Я хочу, чтобы ты был в Царстве Моем! Слушайте Господа "Тот , кто потеряет душу свою ради Меня и ради Евангелия, найдет ее". Он хочет сказать: теперь вы знаете, что во Мне есть жизнь. Этой жизнью сияет небо во всем его величии. И кроме того: "Кто постыдится слов Моих в этом роде прелюбодейном и грешном, того и Сын Человеческий постыдится, когда придет во славе со святыми ангелами". Нет и не будет более страшной угрозы для людей! Если человек стыдится Того, по Чьей благосклонности и заступничеству спасались грешники во все времена, он отвергает это спасение и подписывает себе приговор на Последнем суде. Страшно? Но вникните в эти слова глубже, и что вы найдете за этой угрозой? Ее смысл однозначен: если вы верите чести мира и его безделушкам, если вы не готовы расстаться с этим ради Меня и Евангелия, как и расстаться с грехом и его грязью, то что вы будете делать в день Моего триумфа, среди Моих друзей и сонаследников, славящих Меня пред Отцом Моим на небесах? И какое доверие Он оказывает нам, если Он готов привести нас в присутствие Отца Своего и сказать Ему: вот Я и дети, которых Ты дал Мне, которых Я искупил Своей Кровью и украсил брачным нарядом праведности; прими их и дай им долю во Мне! Если вы поймете, что это значит, то даже смерть не покажется вам чем-то значительным, и уж тем более кресты, которые мы несем ради Него вместе с тысячами других! Поистине верным окажется тогда слово апостола, что "кратковременное легкое страдание ничего не стоит рядом с вечной славой, что откроется в нас"!

Да, у этого пути есть славный конец, достойный цели нашего высокого призвания. Препояшем же, братья, свои чресла, будучи спасены в надежде через Крест Христов! Сколько бы мы ни перенесли горя, в конце мы получим неувядающий венец славы, и однажды все следы будут отерты с наших очей. "Да не устрашит нас узкий путь странствия! Мы знаем, если мы на самом деле верующие, к чему Он призвал нас. Придем же, последуем и доверимся Ему, чтобы однажды встретиться с Ним лицом к лицу в Иерусалиме!". Аминь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий