12 июня 2016

Иоганн Бенгель. Кровь Иисуса Христа (1750)

I. Кровь Иисуса Христа обильно пролилась во время Его страданий и смерти. Ветхозаветные жертвы требовали излияния крови; кровь выливалась полностью, и ей не было позволено оставаться в венах и сосудах организма. Это также совершилось с единственной Жертвой, которая упоминается в Новом Завете. Излияние ее драгоценной Крови совершилось в поту Гефсиманского сада, в бичевании в претории, при прибитии ко Кресту гвоздями и по смерти при ударе копьем. Так Христос вполне умер по плоти (1 Пет.3.18). Из всей Его Крови лишь капли остались в Его святом теле, как сказано: "Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей. Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной" (Пс.21.15-16).

Агнец Божий действительно был убит. Не часть Его Крови была пролита, а другая осталась в неприкосновенности, но как Он отдал все Свое тело, так и всю Свою Кровь (Мтф.26.28). Пролитие Крови и смерть Христа действительно стоят рядом, хотя и не потому, что одно является причиной другого. Он действительно отдал Свою жизнь и Кровь, но не по естественным причинам, иначе Его смерть была бы просто насильственной. Но этого не позволяет совершенство Его Личности.

II. Пролитие Крови было не единократным событием, но состоянием; Кровь оказалась вне тела Господа, на долгое ли или краткое время.

III. Эта Кровь нетленна, свободна от всякого распада. "Не тленным серебром или золотом, мы искуплены, но драгоценной кровью Христа, как Агнца непорочного и чистого" (1 Пет.1.18-19). Драгоценность этой Крови исключает тление. Это наверняка и нельзя отрицать, и мы не можем одобрить мнения некоторых кощунников о пролитой Крови Господа.

IV. Мы не можем сказать, что пролитая Кровь впоследствии снова вернулась в жилы святого Тела. Мы основываемся здесь на Писании, а не на разуме, который воспринимает лишь то, что соответствует естественной жизни. Писание часто упоминает пролитие крови и смерть Иисуса Христа, и не менее часто восхваляет Его Воскресение и жизнь вечную. Но оно нигде не говорит, что Кровь вернулась в тело, и это никак нельзя вывести из Писания. Это, по крайней мере, поспешный вывод: "Кровь Христа нетленна, поэтому она вернулась в Его жилы". Когда через три дня, в течение которых Иисус был среди мертвых, тело без крови и кровь вне тела оставались нетленными, можно не сомневаться, что то и другое нетленны одинаково. Будем слушать только Писание!

V. В момент Вознесения Христова Кровь, которая была отделена от Его Тела, вошла в Небо. Вознесение - это вход Первосвященника Нового Завета в истинное святилище. В то время как в смерти Иисуса Христа завеса в земном храме разорвалась, было открыто небо, как истинное святилище, но вошел Он в него только через Вознесение. На третий день после смерти, было воскресение; на сороковой день после воскресения было Вознесение. Но все это Христос получил благодаря пролитию Своей Крови. Поэтому как Первосвященник Он внес Свою собственную Кровь отдельно от тела в святилище. Соответственно весьма предосудительно представление, что частицы плоти и крови Христа, оставшиеся на гвоздях и терновом венце, каким-то чудом остались на земле и будут воспроизводиться во время Святого Причастия. На момент Вознесения Христа Кровь Его была отделена от тела. Его тело было живым без крови, и не безжизненным. Будь Его Кровь в теле, это не могло бы соответствовать модели священника в Ветхом Завете,что входил в святилище с кровью животных (Евр.9.5-7,12,25). Здесь следует придерживаться сходства образа и прообраза. Это признает Виций* в своей диссертации «О священстве Аарона и Христа". Он объясняет, что кровь Христа есть душа Его, и не без оснований, ибо Кровь имела прообразы в полном смысле таковых. Он также обращает внимание на довольно подробное объяснение у Сибранда Любберта** в его второй книге против социниан "О Спасителе Иисусе Христе", где он говорит: "Как левитское священство входило в святилище с кровью жертв, убитых за себя и за народ, так Христос вошел на Небо не только со Своей физически пролитой Кровью, но и с силой и влиянием Его Крови, которое остается для нас на небесах".

Апостол говорит не просто о силе крови, но о Крови Христа, с которой Он вошел во святилище. И имеет значение не то, что это материальная кровь, но то, что это Кровь Того, Кто Духом принес Себя непорочного Богу. Этот апостольский акцент заостряли очень многие. Например, Златоуст в своей проповеди на Евреям 12: "Здесь также (апостол) выражает, что (Христос) пострадал добровольно; доказывает, что и те жертвы установлены не просто, но были некоторым прообразом, и что самое домостроительство совершилось не без страданий, но кровь (Христова) вознесена на небо. Видишь, что мы приобщаемся крови, вносимой во святое, в истинное святое, приобщаемся жертвы, которую употреблял один первосвященник?" (Беседа 33.3-4). Конрад Пеликан*** говорит о Евреям 9: "Кровь Христа имеет для нас то значение, что Сын принес ее Отцу Небесному, чтобы мы могли быть спасены". И Жан Кальвин на Евр.10.19: "Кровь животных, тут же загнивая, не могла долго удерживать свою силу. Кровь же Христова не портится никаким гниением, но всегда чиста и действенна для нас вплоть до конца света. Ничего удивительного в том, что закланные жертвы, будучи мертвыми, не обладают способностью животворить. Но Христос, воскресший из мертвых для нашего оживотворения, изливает в нас Собственную жизнь. Таково вечное освящение нашего пути. Оно в том, что кровь Христова всегда неким образом каплет перед лицом Отца, орошая небо и землю". И далее на 13.20: "Христос так воскрес из мертвых, что Его смерть не упразднилась, но сохранила за собой вечную силу. Он как бы говорит: Бог воскресил Своего Сына, но так, что Его однажды пролитая во время смерти кровь после воскресения сильна узаконить вечный завет и приносит плод так, как будто будет течь вечно".

Гуринио толкует Евр.13: "Христос со Своей Кровью вошел в Святая Святых".

VI. Кровь Иисуса Христа всегда остается пролитой. Если бы в какой-то момент Кровь могла вернуться в Его тело, то это могло и должно было бы произойти в момент Воскресения, но не до этого. Из всего сказанного следует, что это не произошло в Вознесении, как не произошло в Воскресении. Ничто не могло бы доказывать иного. Состояние пролитой крови является вечным. Сам Иисус на небесах, и Его тело, и Его Кровь на небесах, но Его Кровь не в Его теле. Белоснежные волосы Христа в Откр.1.14 указывают на отсутствие Крови, тогда как Его лик в 1.16 сравнивается с сиянием солнца. Я не согласен с толкованием Августина на Лк.24.39, ибо кровь в теле не менее заметна, чем плоть и кости. Есть и другие особенности тела, отделенного от Крови. Священное Писание связывает Тело и Кровь не только со страданиями и смертью Господа, но и с памятью о Его смерти, на что Он намекал еще прежде Своей Вечери. Согласно Евр.13.9-14, 10.10,29, 1 Кор.11.24 выражения в библейском провозглашении зависят от истинной природы самой вещи. Поэтому Тело и Кровь Христа рассматриваются здесь более точно по отдельности. Таким образом, Кровь остается пролитой на небесах пред очами Божиими. Даже сейчас она свидетельствует за нас, будучи Кровью окропления (1 Пет.1.2). Кровь Авеля, впитавшись в землю, когда она была отделена от его тела, вопияла о грехе Каина. Кровь Иисуса Христа, также будучи отделена от Его Тела, говорит на небе сильнее и благожелательнее, нежели Авелева. Поэтому Кровь окропления ныне на небесах (Евр.12.24), что означает также вход в святилище посредством Крови Иисуса Христа, что дает сему Великому Первосвященнику особую хвалу. В Евр.12 Кровь Иисуса также рассматривается отдельно от Его тела, и, наконец, в Евр.13.20 Воскресение великого Пастыря овец описывается как совершенное "ради Крови Завета вечного" (1). Сама пролитая Кровь, не только пролитие крови, есть цена спасения вечного. Эта цена, предложенная Богу, не есть то же самое, что воскресшее тело Спасителя. Срок действия выкупа также вечен, в противном случае Крест не достиг бы ничего и потребовался бы еще раз. Смерть Спасителя раскрывает силу Его жизни; в Его жизни проявляется вечное действие Его смерти. Смерть Господа есть немощь Его жизни в падшем мире, ибо Он стал причастен плоти и крови, так что Он мог умереть (Евр.2.14). Также Его смерть есть переход к жизни во славе (1 Тим.3.16). Провозглашение смерти Господа, поэтому, включает в себя память о Нем в целом, даже в Его погребении и Воскресении (1 Кор.15.40), и в Вознесении, после которого Он сидит одесную Бога, пока не вернется (1 Кор.11.26). Великий Пастырь овец воскрес из мертвых, но пролитие Его Крови - это навсегда (Евр.13.20). Именно поэтому Иоанн называет Его Агнцем закланным, хотя Он уже во славе.

VII. С учетом всего сказанного старые учителя Церкви были вполне последовательны, когда они упоминают преображенное Тело Господа отдельно от Его Крови.

VIII. Личностный союз двух природ и состояние пролитой Крови очень хорошо согласуются вместе. Если Тело и Кровь существовали отдельно в течение трех дней смерти Христа, то тем более после. Это не вытекает ни из несторианства, ни из евхаристических ошибок.

IX. Воскресение и прославленная жизнь Иисуса Христа возвышают состояние Его пролитой Крови. Если представить, что немного крови осталось в теле Спасителя, можно допустить по естественным причинам, что пролитая Кровь вернулась обратно в тело. Но вся Его Кровь была пролита и не возвращена. Хотя физическая жизнь зависит от крови, и передается нам через хлеб, Слово Божие питает тела святых без хлеба. Сравним Моисея (Исх.24.2,18, 28-34), Илию (3 Цар.19.8) и больше всего Иисуса Христа (Мтф.4.2-4)! То, что Его одежда была не сшитой, но цельнотканой (Иоан.19.23), означает, что вся Его жизнь неизмеримо превышала чистоту смертных. И если сила Божия могла совершить это на земле, то тем более это будет происходить на небе (Мтф.22.29). Жизнь в славе никак не зависит от родословной, она полностью от Бога (Рим.6.4,10, 1 Кор.6.13,15,44-50). Наши тела и наша кровь подвергаются распаду. Мы можем пережить очень большую потерю крови, хотя иногда даже потеря пальца может быть смертельной; но прославленное тело Спасителя всегда целостно. Микаэлис пишет: "Мы считаем ясным, что спор о теле Господнем не был бы доведен до конца, если бы пролитая Кровь Агнца не возбранила змию все обвинения" (На Иоан.12, см. также Хедингер. Новозаветные установления 9.24, 10.14) *****. Открытие бока, которое есть смертельная рана для естественного тела, есть начало вечного прославления тела духовного. В Иез.37.6-8 слово girim означает не вены, но нервы и мышцы.

Х. Состояние пролитой Крови есть чрезвычайно сильный аргумент в пользу причастия под обоими видами. Защитники таинства под одним видом или имплицитного присутствия не могут оправдаться тем, что тело было не без крови. Ныне Тело и Кровь Господа представлены в Святом Причастии с точным различием. Сначала Он говорит: "это Мое Тело", и затем: "это Моя Кровь". Таким образом, Тело не преподается вместе с Кровью, но само по себе, и также и Кровь не вместе с Телом. Лайтфут****** связывает это в своем комментарии с Быт.9.4. Даннхауэр******* очень четко пишет: "Небесное питие есть Кровь Иисуса Христа, пролитая за учеников и за многих, и существующая нетленной и сейчас (1 Пет.1.19), когда Христос вошел в святилище не рукотворенное, и это по-прежнему так же, как тогда, когда она была пролита среди страданий. Не будем поэтому участвовать в дальнейших бессмысленных препирательствах о Крови и преображенном Теле Его". В смерти Господа Его Кровь была отделена от Его Тела. Поэтому мы провозглашаем Его смерть и едим благословленный Хлеб в память о Господе и пьем из чаши также в память о Господе (1 Кор.11.24-25). Очень глубокое богословское суждение высказывает об этом Томас Бромли******** в своих "Десяти книгах о Теле и Крови Христа".

XI. Эта истина особым образом укрепляет народ Божий в вере. Бромли пишет в своем "Открытии рая": "В святилище Кровь вечного завета принесена Господом Иисусом по Его вознесении особым образом, как сказано: "Со Своею Кровию однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление" (Евр.9.12). Его пребывание в нем продолжается и поныне, чтобы умилостивить гнев Божий на грех. Таким образом, эта Кровь кропления продолжает применяться на небе к совести святых на земле, по решению Судии (Евр.9.14)". Верующие обретают от этого пользу во всех упражнениях веры, но прежде всего во Святом Причастии, и действие Крови Христа в них столь же сильно, как если бы они пребывали на земле в момент ее пролития.

XII. Рассмотрим это более подробно ради любящих Христа. Блаженный Андреас Адам Хохштаттер********* пишет в своей работе о вхождении Первосвященника в Святая святых то, что сопоставимо с нашими наблюдениями: "У нас нет сомнений, что читатель этого эссе, поразмыслив в тишине, поймет то, что мы опустили в нашем исследовании, и приложит усилия для изучения сокрытых истин во славу Спасителя". Я признаю, что мое видение намного меньше, но надеюсь, что хотя бы некоторые найдут время и желание, чтобы рассмотреть его. Те же, кто испытывал недоумение по этому поводу, ощутят сладость и рост своей веры. Я не хочу тем не менее никому ничего навязывать; прошу лишь разумных людей приложить усилия и исследовать предмет не человеческими силами, но Духом Божиим, не из плотского любопытства, но со стремлением к познанию Искупителя, насколько Он благоволит раскрыть Свою славу в лучах апостольского свидетельства о ней.

Комментариев нет:

Отправить комментарий