14 июня 2016

Фридрих Круммахер. У Него все живы (1852)

У Него все живы. Лк. 20:38

Возлюбленные в Господе! Это воскресенье, последнее в литургическом году, пришло к нам в трауре, под темными кипарисовыми венками. Посвященное памяти человека, которого мы любим, оно собрало нас в Духе вспомнить о дорогом брате, который следовал одним с нами путем земного странствия, но неисповедимым повелением Божим был очень рано забран от нас. Миф о том, что время лечит раны и чуть ли не побеждает смерть, мало чего стоит. Сколько свежих слез бывает пролито на надгробных холмах, появившихся, возможно, уже много лет назад! Зная о том, как пустеет земля без некоторых людей, я могу сказать, что никто не заменит их нам. Возможно, за годы последующей жизни вы были в состоянии полностью примириться с этой болью, и все же сиротство сделало вас еще более чуждыми этому миру. По прошествии лет вы сами могли измениться настолько, чтобы приблизиться к небесам. Как утешительно это звучит, если мы знаем, что на самом деле достаточно скоро откроются и наши могилы! Я думаю, дорогие друзья, что если это так, то наше нынешнее место Писания может возродить эту нашу надежду, снова вселить в нас уверенность и поддержать нас.

Слова, которые мы привели, мы уже рассматривали однажды. Эти памятные слова, которыми Господь приводит доказательство воскресения мертвых, отсылают нас к известному явлению Бога в огне горящего куста в пустыне, и, следовательно, ко времени, когда патриархи Израиля давно скончались. Тем не менее Бог Авраама, Исаака и Иакова, призывая Своего раба Моисея, говорит о том, что Он есть их Бог, и поэтому наш Спаситель, опираясь на эти величественные слова, делает вывод, что Он "не Бог мертвых, но Бог живых", ибо, говорит Он далее, "у Него все живы". Это всего лишь короткая фраза, но какое сокровище содержится в ней! Мы намерены, опираясь на нее, поговорить сегодня о Небе и земле, о времени и вечности. Давайте же, испросив благословения у Господа, посмотрим на важнейшие истины, содержащиеся в словах: "У Него все живы", сначала относительно мира живых, а затем мира мертвых.

1. В нашем тексте правдиво говорит Господь господствующих, Царь истины, Который мог властно определить нашу веру очень простыми словами. Но Он не требует такой веры, не запечатлев прежде истинность Своих слов множеством сверкающих чудес, которые Он завершил Своим воскресением из мертвых. Слова, что произнесли тогда Его уста, очерчивают весь горизонт Его дела и касаются в первую очередь миллионов смертных, которые пока еще находятся вместе с нами в земном странствовании по эту сторону вечности. Эти множества людей проносятся перед нашим разумом и так же быстро уходят, и вся естественная жизнь, каково бы ни было изначально ее достоинство, производит впечатление кругов на воде или хрупких мыльных пузырей. Из толп людей и человеческого рода в целом мы выделяем через определенные отношения отдельных людей с их особенностями. Истина слова Господа отвечает на распространенное в наше время пантеистическое заблуждение, что человечество в целом стремится достичь своей цели, и оно восходит к земной славе как целое, тогда как, с другой стороны, отдельный человек существует в определенном месте ограниченное время, а затем исчезает навсегда. Бог отрицает этот взгляд, для которого люди - это не более чем физические существа, полевые цветы, которые утром расцвели, вечером увянут, а завтра погибнут. Прежде всего, Господь знает, что человека сотворили не темные и безличные силы природы, но Он Сам, личностный Творец духов на небесах, и потому люди живы в Нем, а не только в пространстве и времени. Сотворив людей, Он знает и рассматривает их как таковых. Мало того, Он знает их не как массу, не как король знает свои войска, но знает лично, как отец свою семью. Именно как люди они предстоят Его Лицу; Он пересчитал их, Он знает их по имени, и каждый человек имеет для него личную ценность, как получивший от Него свою своеобразную интеллектуальную печать и род занятий. Отметим же истину, которая столь радостна для нас: в воскресении мы не будем просто массой, ибо будет спасена именно наша личность! Главное для этого - то, что мы живы в Боге, и нам принадлежит Его внимание, Его признание, Его забота и любовь. Мы всегда под Его взором, как все в целом, так и лично, и именно поэтому мы можем положиться на Него ко спасению. Насколько же христианство возвышает нас и воздает честь человеку, и насколько современные теории разума и эволюции унижают нас, считая, что на самом деле мы вообще не более чем сочетание атомов и молекул, которое появляется на короткое время, а затем исчезает! Христианство возвышает нас из рода, и накладывает на каждого, кто носит человеческое лицо, отпечаток личного достоинства, вытекающего из личного же призвания к вечности.

"У Него все живы". Братья, эти слова даже по отношению к нашему миру обладают бездонной глубиной, к которой можно едва прикоснуться, но которую нельзя исчерпать. У Него все живы: тысячи и миллионы мертвых незнакомы нам, их любовь и тревоги нам чужды; как правило, у нас не может быть сердечных отношений с теми, кто давно ушел, предшествуя нам в развитии жизни. Но хотя от Иова отказался весь мир, уже он в своем одиночестве мог сказать: Искупитель мой жив! Царственный псалмопевец Давид прекрасно поет об истине, которая постигается, когда в тяжкой беде нас оставляют самые близкие друзья: "Я же беден и нищ, но Господь печется о мне" (Пс.39.18). Я очень хорошо знаю это по опыту, ибо слишком много тех, кто жалуется на наше дело, и можно ли не жить как мертвец там, где "нет сердца у того, кто не бьет меня", и уже готовится мне могила? Кто хотел бы сказать так, дорогие братья и сестры? Но знайте: если вы можете об этом спросить, то есть Тот, Кто знает вашу жизнь и взирает на вас; Кто находит вам место в Своей любви, тщательно следит за вашей душой и телом и готов исцелить их, и это Тот, Кто говорил с Моисеем тогда! И есть ли у нас сердце, если мы не боимся Того, Кто желает добра нам и нашим детям навсегда, напоминая нам через Исайю: о, если бы вы хотели соблюдать заповеди Мои - ваш мир тек бы как река! Да, Он знает и помнит все, и никогда ни о ком не забывает, и потому для Него никто не мертв, но, как засвидетельствовал Царь истины, все живы!

Да, они не живут в Нем так, как мы, как тысячи людей, которых мы знаем лицо и, возможно, также по имени, даже если с ними прямо не соприкасаемся. И тем не менее ясно, что все люди, по своей воле или против него, живут и движутся под Его рукой, действуя как рычаги в Его управлении миром, и как инструменты исполнения и реализации Его замысла. Каждый из на со своей стороны ткет мировую ткань в руках Ткача, будучи Его челноком и веретеном. Каждый при этом исполняет свою собственную волю, и тем не менее все мы действительно исполняем Его волю. Сознательно или бессознательно, но каждый человек лишь исполняет Его совет и волю, без которой и капля не упадет с неба. В этом смысле Он правит не только Своими призванными благочестивыми слугами, такими, как Моисей, Давид, Иосия, Зоровавель, но и такими людьми, как фараон, Навуходоносор, Каиафа, Пилат и Нерон - иначе как бы они появились на свет вообще? И также - что нам еще предстоит увидеть - Он не только распространяет Свое Царство, но и позволяет существовать царству Своих врагов и гонителей. Бог жил во французских угнетателях, наступивших железным сапогом войны нам на шею, и их действия тоже прославили Его. Ибо сегодня становится все яснее, что церкви, которые Божьим промыслом подолгу не подвергаются преследованиям, начинают гнить и являть все большее моральное разложение, тогда как удары бедствий заставляют их пробудиться от смертоносного сна. Также - и ближайшее будущее покажет это - обречена выжидательная позиция государств Запада, ибо вновь вспыхнувший фанатизм Рима скоро покажет, кто является протестантом лишь как верноподданный, а кто ценит Евангелие достаточно, чтобы, как и в прежние времена, пойти за него в тюрьму, на каторгу и даже на смерть, зная, что в Боге мы живем, движемся и существуем.

Многие люди, как они признаются в этом сами, думают, что они живут только для себя. Да будет им известно, что это невозможно ни для кого. Никто из тех, кто дышит под небом Божьим, не может не нести ответственности; нельзя жить и не быть вписанным в Его книгу, не быть под Его властью. Некогда евангельский богач думал расширять свои амбары со словами: "Ешь, пей, веселись, дорогая душа" - хотя не далее как завтра ему предстояло быть похороненным в земле. Как много людей жестоко ошибаются вплоть до того часа, когда им предстоит открыть, чего они стоят и Кто есть Судья мира! Как мало людей, которым вообще забредает в голову эта мысль! Считая, что якеобы можно уйти из этого мира, не дав отчет за свою жизнь, они живут не заботясь о Боге и Слове Божьем, не молятся, не сопротивляются греху, не стремятся к святости, исполняют похоти плоти. О, если бы знали они, как велик их счет пред небом, где названы их имена, что по мере того, как они приближаются к исходу, он стремительно растет, постепенно разбухая до жуткого обвинения и проклятия! Но они не знают об этом, или, вернее, не хотят знать. Тем не менее приближается темный, душный день, когда книга закона раскроется перед ними. И когда Судия на престоле заверит их, что все давно "взвешено, измерено, расчислено" - каким ужасом для них будет то, что они слишком поздно поняли великую и торжественную истину, которую Господь огласил миру в непритязательных, но решительных словах: у Него все живы!

От живущих здесь часто бывает скрыто, что они живут под судом Божиим. Люди знают, что есть дни добрые и злые, здоровье и болезнь, но часто лишь в предсмертных муках в их умах наступает просветление. Лишь когда их пульс уже неровен, их самооправдание заканчивается и они начинают искренне понимать, сколько всего в их жизни было не так, как надо. Это несомненный факт, что в конце концов долго подавляемая совесть наносит грешнику ответный удар и обращается к нему громовым голосом: "Суд пришел, и это не пустой звон!". Да, все мы живем пред Богом, хотя и не все живем в Нем. Наш философствующий разум может считать, что он судит лишь сам себя, что суд не имеет никакого отношения к Всевышнему. Но легко увидеть, что есть тот порядок отношений, в котором мы находим себя виновными именно перед Ним, а не только перед самими собой. Вот царь Саул; почему он пал на свой меч, если не потому, что он чувствовал себя невыразимо несчастным в этих отношениях, и не мог ничего изменить и исправить? Разве Иуда повесил себе петлю на шею только потому, что чувствовал себя виновным перед своей совестью, а не судимым Богом, что и сделало жизнь невыносимым бременем для него? Разве Вольтер, после того как он провел жизнь в насмешках над верой в существование личного Бога и жизни после смерти, не умер в когтях отчаяния, и в самом деле страха и ужаса перед судами, которые он отрицал, вместо того чтобы самоутвердиться и примириться со своей внутренней сущностью? Но в этом ужасе он жил с Богом, и почувствовал, что Тот, Кому он отказал в существовании, реален; и при всех ухищрениях ума ему не удалось погасить в себе ощущение того, что он преступник, которому предстоит отвечать пред Богом за содеянное, и что от этого нельзя будет убежать! Да, у Него все живы, включая нечестивых. В Нем в определенной степени живут наш разум и совесть. Бог знает нас изнутри, и даже если мы попытаемся порвать невидимые узы, которыми мы связаны с Ним, мы не сможем бежать от Него, и оказываемся в плену.

2. Братья, мы рассмотрели эти слова Господа, как они относятся к миру живых. Тем не менее их значение простирается далеко за пределы этого мира, и охватывает мир мертвых. Этот мир таков лишь для нас, ибо у Бога мертвых нет. Мы воспринимаем их как людей, которые когда-то жили; для Бога они живы сейчас. Смерть существует лишь на земле, никак не на небе. Ее нет у престола Божия. Наши кладбища в Его глазах - это лишь места, где покоится прах тел тех, кто окончил земное странствие и ушел от нас. Для Него живы все, кто когда-либо дышал здесь, на земле. И для Его образа смерть разрушает лишь оболочку, но не личность, пусть ее существование и ущербляется. Все понятия о жизни после смерти должны учитывать, что само слово "мертвые" особого смысла не имеет. Это внесение в рассуждения того, чего нет. Сам Отец Небесный не говорит так, ибо Он лучше знает , как представить это состояние таким образом, чтобы мы могли его как-то понять. Огромное человеческое царство, конечно же, Бог видит полностью сейчас и всегда, но Его око озирает всю вселенную, которая простирается гораздо дальше, чем все сообщество бессмертных человеческих духов. Как бы велико ни было пространство для мириад ушедших отсюда, не стоит волноваться, оно достаточно. Посмотрите на небеса: как обширно жилище Божие! Помните слово Царя истины: "В доме Отца Моего обителей много". И как бы нелегко было это воспринять нам, слепым, близоруким и маловерным - у Него все живы. Он Бог живых, не Бог мертвых.

Они живы, ибо они живут в Нем. Они живут для Его славы, будь то славы Его карающей справедливости в огне ада, или славы Его искупительной благодати. Мир будущей жизни предстает перед нами как мир блаженных и мир проклятых. И будь это не так - каковы были бы Бог и порядок Его творения, и достохвальное совершенство Его бытия? Божья любовь не дряблая сентиментальность, но она имеет неизменное ядро, и это ядро - святость. И следует понять, что между этими мирами есть некая завеса. Может ли у нас быть надежда на спасение тех, кто ушел необращенным, и на искупление тех, кто ныне проклят? Хотя у Бога все живы, вряд ли вы найдете в этих Его словах серьезную поддержку какому-либо утешению. Мы читаем: "Неверующий не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на Нем". Но могут ли там, спросите вы, найти истину те, кто не верил здесь? Мы ответим следующим образом: "должно человеку однажды умереть , а после этого суд". Но возможно ли, спросите вы дальше, чтобы суд по делам был временным и однажды закончился? Для такой перспективы нет достаточных оснований. Мы читаем: «И сказал Авраам богачу в муках и пламени: между нами и вами утверждена великая пропасть, так что ни от нас к вам, ни от вас к нам не переходят". Что мы читаем о потустороннем огне, который не угасает, и о черве, что не умирает, о дыме мучений, восходящем во веки веков?

Но переведем теперь взор от этого мрачного мира к миру блаженному, к небесному Иерусалиму, сияющие врата которого скоро откроются нам. Там пребывают те, кто жил на земле с готовностью исполнять волю Божию, уснувшие в блаженстве на более или менее длительный период, в надежде на Господа. Все их грехи прощены и оставлены на земле. Тяжкий труд земного странствия окончен; они предстоят престолу Всевышнего, и служат Ему день и ночь в святом храме Его. "Они пребывают ныне'' перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их...Ии смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло " (Откр.7.15-17, 21.4). Конечно, вы спросите меня: почему мы так уверены в этом? Об этом свидетельствует Тот, Кто запечатлел Свои слова не только святой жизнью, чудесами и знамениями, но Своим собственным воскресением из мертвых; поэтому, конечно же, те, кто захотят оспорить Его, должны будут восстать против неба и земли, отвергнуть существование Бога, сокрушить мировую историю, признать Христа, Князя жизни и Царя правды, безумцем, Его апостолов - фальсификаторами и шарлатанами, мучеников Его Церкви - нелепыми энтузиастами, а благороднейшую часть человечества на протяжении веков заклеймить как сборище глупцов и бездельников.

Пусть же те, кто среди нас убиты горем, поймут, что празднует Церковь веками и до сих пор! Не ищите разгадку в горах среди замшелых надгробий: вы не найдете там Того, Кого ищете. Почему вы ищете Живого между мертвыми? Посмотрите с верой ввысь на Бога, Который есть не Бог мертвых, но Бог живых, ибо у Него все живы! Поприветствуйте их дом, который станет и вашим, когда вы уйдете, и не с тоской по земле, а с невыразимым торжеством и знанием, что те, кого вы любили здесь, однажды будут с вами навсегда! И если вопль вашей тоски однажды преобразится в ликование: "Блаженны званые на брачную вечерю Агнца" - знайте, что Его рука пребывает на небе и на земле, и что она открывает вам дверь в мир радости! Те руки, что были прибиты ко Кресту, как бы обнимая грешников, теперь манят всех труждающихся и обремененных, чтобы спасти и избавить их навсегда. О, дорогие братья и сестры, доверьте полностью свои души и тела Тому, у Кого есть ключи ада и смерти, и рая и тронного зала Божия! Пусть каждый уходящий устремит свой взор за туман этой долины слез к сверкающему граду Божию! И если нам будет дана стойкость в вере и молитве, однажды мы сможем от всего сердца повторить вслед за апостолом: "Живем ли, для Господа живем; умираем ли, для Господа умираем, и живем ли, умираем ли, всегда Господни" (Рим.14.8).

Комментариев нет:

Отправить комментарий