11 июня 2016

Томас Брэдбери. Слова истины (1898)

Не писал ли я тебе трижды в советах и наставлении, что я мог бы научить тебя точным словам истины, дабы ты ответил посылающим тебе?

Притч.22.20-21



Я был сильно удивлен недавним высказыванием одного ученого, что Книга Притчей хорошо приспособлена для молодых и неискушенных умов. Когда я размышлял над этим, Бог в Своей благости привел мой ум к созерцанию того, что Божья Книга от первого слова Бытия до последнего слова Откровения является книгой за семью печатями для старых и молодых, для ученых и неученых, пока ее духовное понимание не открыто им Духом Святым. Я мог бы умножить цитаты Священного Писания в доказательство этого, но я удерживаюсь. Об этом возвестил Исайя (29.11-12), это признал Иезекииль (3.4-7), а в Откр.5 мы видим, как Иоанн узнал заново, что никто не может понять разум Бога по Его книге, иначе как по суверенной воле и благоволению Льва Иуды, Который только имеет власть, чтобы снять печати и объяснить тайны, скрытые в ней, кому хочет. Вы заметите то же самое в часто повторяемых словах нашего благословенного Господа и Учителя, "Благодарю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче, ибо таково было Твое благоволение». «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть». Затем Он призывает духовно труждающихся и обремененных насладиться тем покоем, который только Он может дать, и который они должны найти в драгоценном откровении, что Он уделяет их душам как их Поручитель, Глава и Супруг.

Наше духовное невежество, а также готовность и решимость Христа научить Своих людей открываются нам на протяжении всего Божественного откровения. Мы видим это и в Книге Притч. Никто, кроме Иисуса не может объяснить тайны, устранить трудности, решить проблемы, или изложить притчи, данные нам в этой прекрасной книге. Обратите внимание, что Христос с самого начала явлен в ней как духовный разум. «Мудрый услышит, и умножит познания, и разумный человек должен постигнуть мудрые советы» (Притч.1.5), чтобы понять и истолковать притчи или, по одной заметке на полях, «красноречивые изречения». Это речь Того, Чьи уста полны благодати для всех тех, кого Он вводит в общение с Самим Собой, со Своим Отцом и со Святым Духом. Для мира эта книга полна темных изречений, и даже для детей Божьих они темны и бессмысленны, пока Дух обетования не приведет их ум ко Христу и не провозгласит им свободу Его спасения и полноту Его помощи, утешения и сочувствия.

Теперь обратите внимание на контекст слова, предшествующего нашему тексту. В ст.17 мы читаем: «Преклони ухо твое и услышь слова мудрых». Это повеление высоким и надменным, гордым и самонадеянным, своевольным и неверным, которых Бог сделает готовыми в день силы Его подчиниться правлению Его благодати и научиться от Его пресвятого Слова. "И сердце твое обрати к Моему знанию", то есть к Божьему знанию. Это не только знание, которое Он сообщает нам, но то, что Он имеет в отношении всех и каждого из нас.

Когда мы приведены к тому, чтобы применить мудрость к нашим сердцам, мы являем готовность сесть у ног Иисуса и руководствоваться только Его наставлением. То, что Бог идеально знает нас, было самой первой истиной, которая проникла в мой молодой ум с Боговдохновенных страниц. Сама мысль, что Бог всегда был со мной, видел все, что я делал, знал каждую мою мысль, замечал все, что я чувствую, каждое движение моего взгляда, наполнила мою душу ужасом, и мое лицо исказилось от страха и боли. Уже ребенком я понимал, что по своим делам я не заслуживаю ничего, кроме ада. Мир смотрел на меня как на "маленького невинного ребенка", но я знал, что я был грешником, заслуживающим гнева, смерти и ада. Посмотрите на Притч.3.15: «Очи Господа на всяком месте видят зло и добро». Я был уверен, что Он не мог видеть ничего хорошего во мне. Опыт Павла был опытом и моего молодого сердца: «Ибо знаю, что во мне, то есть в плоти моей, не живет доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу» (Рим.7.18). Я старался быть хорошим, и изгнать все злое из моих мыслей, но моим опытом было прямо противоположное, и это держало меня в смятении в течение долгих лет. Бог мог видеть меня, как я был в себе – как греховную тварь. В первом Адаме я полон греха, и не заслуживаю ничего, кроме Его вечного гнева и негодования. Но Он не оставил меня. Он научил меня благодатному единству с Ним в Сыне Его любви. Я был грешен, осквернен и отвратителен, когда Он привел меня к подножию трона суверенной милости, к ногам драгоценного Господа и Спасителя Иисуса Христа, Который один мог смыть все грехи мои, и одеть меня в Свою чистую, без единого пятна одежду праведности. И Он сделал это по Своей благодати. Я очень люблю слова Ис.53.11-12: «На подвиг души Своей будет смотреть с довольством… Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет». Вот то, над чем стоит задуматься. Это не мое близорукое знание о Нем, но Его совершенное знание меня во всем моем грехе, беспомощности и стыде, и того, как я стою в Нем как в Своем Поручителе, будучи оправдан от всего, от чего я не мог оправдаться законом Моисеевым (Деян.13.39).

«Утешительно будет, если будешь хранить их в сердце своем», или, как в одной рукописи, «в чреве твоем» (ст.18), то есть в привязанностях своих. Вы помните слова Учителя в Иоан.7.38: «У верующего в Меня, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». Эта жизнь и любовь течет из сердца каждого живого чада Божия. Посмотрите на эти слова: если будешь хранить их в сердце своем. Это звучит как условие, но вы можете найти много таких условий и у Павла, например, как в Кол.1.23: «Если только пребудете тверды и непоколебимы в вере и не отпадете от надежды благовествования». С нами не будет иначе, если мы благословлены доказательством, что мы среди числа тех, кто дан Отцом Христу и представлен святыми, непорочными и неповинными в Нем. Но условно ли это состояние? Вовсе нет. Если часы идут восемь дней, то они не управляют временем, это говорит лишь о длительности их завода, и в этом никто не будет сомневаться. Таким же образом в положении сомневающихся и боящихся Бога детей Его есть много сладких и благословенных «если», не условных, но доказательных. Так и с этими словами: если будешь хранить их в сердце своем. Посмотрите на эту благословенную истину через 1 Пет.1.23: "Как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек». Где пребывающего? Везде, где Дух Святой сообщает Себя человеку, над которым Слово Божье утверждает и осуществляет свой суверенитет и власть. Оно вложено в уста его Тем, Кто Сам есть Слово и может вложить его в уста искупленных грешников, и это неизменное утешение для нас.

«Чтобы упование твое было на Господа, я учу тебя сегодня» - во время, назначенное Отцом, тебя, чье имя написано в Книге жизни. Для всех таковых благословения завета и тайны Царства возвещены через истинного Свидетеля – Господа Иисуса Христа. Он есть Тот, Кто имеет глаголы вечной жизни для Своих жаждущих учеников, Кто есть Ходатай за Своих искушаемых братьев, ибо «благодать излилась из уст Его» (Пс.45.2). "Никогда человек не говорил так, как этот Человек". Когда Он повелевает, Он обеспечивает и готовность к послушанию. Мы встречаемся с такими повелениями во всей Его святой книге. Моисей написал их; Давид пел их; Соломон учил их; Иезекииль хвалился ими. Евангелисты были полны ими; Павел наслаждался ими. Послушайте Его повеление Иоанну: "Что ты видишь, напиши в книгу" (Откр.1.11). Святые писатели писали по Божественному повелению, и их труды составили книгу, к которой мы должны обращаться каждый день нашей жизни, особенно сегодня. В этом слове Бог говорит с нами лично, и каждому из нас следует прислушаться к Его повелениям. Разве Бог не говорил к нашему сердцу через написанное? Прислушаемся же к Нему!
"Не писал ли я тебе трижды в советах и наставлении?". Христос Своим Духом написал нам, или Он ничего нам не сказал. Что вообще значит наша оценка Священных Писаний? Не должны ли мы более всего ценить ум, волю, цель и благоволение Бога, как они открыты нам? Если вы спросите меня, почему я так ценю Писание, я отвечу словами дорогого старого Джорджа Смита из Барроу Хиллз; когда я спросил его, что он читал, он ответил мне: «Лучшую книгу во всем мире». Этот невежественный старик был мудрее ученого старика в Риме. Он знал значение слов псалмопевца: «Ты возвеличил Слово Твое выше имени Твоего» (Пс.138.2). Для него не было книги, возведенной на ту же высоту величия и славы, что Писание истины. Это книга для вас и для меня. Мы можем найти в ней ответ на все вопросы. Христос спрашивает: "Разве Я не написал тебе?". Мы вполне можем спросить: говорил ли Отец со мной? Что Иисус сказал лично мне? Разве Святой Дух не сказал мне ничего по поводу моего спасения? Разве не все это есть Священное Писание? Для глубоких, духовно опытных протестантов Священное Писание содержит все необходимое для спасения, милостивое и безопасное руководство на пути к вечной славе. Все необходимое для познания спасения содержится в Книге Божественного вдохновения. Бог дал милостивое повеление, чтобы Его книга была сохранена в Церкви. Паписты и пьюзеиты* хотели бы заставить нас поверить, что церковь их тщетных фантазий является хранителем и автором Священного Писания. Не верьте им. Бог Сам хранит Свою святую книгу для Своего народа. Так называемые священники – это тюремщики Библии, они держат ее сокрытой от тех людей, для которых она предназначена. Цари, священники и многие люди ветхозаветных времен хотели бы обращаться с этой Книгой так же, но не смогли. Иоаким искромсал свиток ножом и бросил его в огонь, но Бог заставил пророка написать другой такой же и прибавить к нему еще многое (Иер.36).

В Темные века Писание истины ревностно оберегалось от народа, и люди были введены в заблуждение тщетным понятием, что никто, кроме ученых не мог понять Священные Писания и изложить их. Это противоречит разуму и воле Бога. "Исследуйте Писания", говорит Иисус Христос. "Обращайтесь к закону и откровению, если они говорят, не как это слово, то это потому, что нет в них света" (Ис.8.20). Что такое закон? Это декларация о суверенитете Бога в Священном Писании истины. Что такое откровение? Это правда Божия, приложенная к сердцу Духом истины. Обратите внимание, как наш благословенный Господь чтил честь ветхозаветного Писания во всех Своих делах на земле. Хотя Он есть Воплощенная Мудрость, Он ничего не сказал и не сделал иначе как по четкому установлению Моисея и пророков. Посмотрите, как Он несет эту истину из этого мира в глубины ада, как изложено в этой торжественной и ужасающей притче о богаче и Лазаре, записанной в Лк.16. Богач поднял глаза свои в аду, желая, чтобы Авраам послал Лазаря в дом отца, чтобы свидетельствовать его пяти братьям, дабы они не пришли в это же место мучений. Он хорошо запомнил ответ Авраама: «У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их». Этот человек презрел Слово Божие и погиб сам, и еще хотел погубить других, введя их в то же презрение! Он думал, что если им явится кто-то из мертвых, они покаются, но ничего подобного. Однажды я слышал, как некий проповедник сказал, что в аду арминиан нет. Зная, что такое ад, я ему не поверил. Арминианство не только пререкает неизменность Бога, но и по наущению сатаны противопоставляет волю человека воле и слову Божию. Посмотрите же, как учение Христа изобличает папистов и ненавистников Писания: «Если не слушают Моисея и пророков, то если кто и из мертвых воскреснет, не поверят». Вы видите доказательства истинности этого в воскресении Лазаря из мертвых. Хотя сила Христа, призвавшего Лазаря из смерти и могилы, была так очевидна, фарисеи были столь безумны, их плотская вражда и глупость были таковы, что они вменили ни во что Того, Кто доказал, что власть над смертью принадлежит Ему! Он дал им доказательство того, что Он Сам есть вечная жизнь, и даровать ее – это Его прерогатива. «Это написано»: такова была для Него простая и чистая воля Отца.

«Но что говорит Писание?» (Рим.4.3) – таков был девиз Павла во всех его трудах и высказываниях. Отметим его цитаты Ветхого Завета в Послании к Римлянам, пройдем все Послания – и без этих ссылок от них мало что останется. Все его проповеди и сочинения высказывают восхищение Писанием истины. Для него это «живое слово» (Рим.3.2). Он придает Писанию Божественные атрибуты: суверенную власть в обращении к фараону (Рим.9.17), терпение и способность утешать: "Мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду" (Рим.15.4), всеведение и предвидение: "Писание, провидя, что Бог оправдает язычников через веру" (Гал.3.8), власть: "Писание всех заключило под грехом" (Гал.3.22). Теперь обратите внимание на слова Павла своему сыну Тимофею в 2 Тим.3.14-17: "А ты пребывай в том, чему ты научен и что тебе вверено, зная, Кем ты научен». Кем? Отцом, Сыном и Духом через учение Павла (2 Тим.1.13). Тимофей с детства знал Свешенное Писание, будучи научен своей матерью и бабушкой (1.5). Оно «способно умудрить тебя во спасение верою во Христе Иисусе», ибо «все Писание Богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен».

Петр был вполне един с Павлом в своей оценке Писания истины. «К сему-то спасению и относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати» (1 Пет.1.10). Что это значит – предсказывали о благодати? Все пророчества о благодати в Писаниях Ветхого Завета предназначены согласно цели Божией для определенных людей, и в назначенное Им время эти люди должны были получить «сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу». Здесь мы видим, что пророки имели далеко не полное представление об истинах, сообщенных через них Духом Святым, поэтому они искали; чего они искали? Истины Писания. Здесь мы приходим к 2 Пет.1.16-21: «Ибо мы поверили не хитросплетенным басням, когда мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, но будучи очевидцами Его величия. Ибо Он получил от Отца честь и славу, когда от великолепной славы принесся к Нему глас: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, пришедший с небес, мы слышали с Ним на святой горе». Я когда-то думал, что сам хотел бы быть там, чтобы истина подтвердилась мне лучше, чем я чувствовал, что могу знать ее. Но это заблуждение было разбито именно этими словами Петра: «У нас есть вернейшее пророческое слово, и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте до дня рассвета… зная прежде всего, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою». Что это значит? В чем мы можем быть более уверены: в телесном присутствии Христа, преобразившегося пред нашими очами, или в звуке голоса Отца, донесшемся до наших ушей? Священники и паписты не будут даже писать об этом. Мнимые преемники Петра вообще выступают против этой апостольской власти. Но авторы Божьего слова не сообщали свои собственные частные мысли, но мысли, цели и замыслы Бога. Они писали и говорили о страданиях Христа и о славе, которая должна за ними последовать, не по своему естественному видению, но Духом Христа, Который был дан им для этой цели. Мы склонны упускать из виду тот факт, что Писания состоят из слов Божьих, произнесенных устами святых пророков, которые были от начала мира (Лк.1.70). Многие пророки говорили одними устами. Писание не написано одним человеком, как Коран или Книга Мормона Джозефа Смита, но его писали «святые Божии люди, которые говорили, будучи движимы Духом Святым». Эти святые люди были из всех слоев общества; это были цари, воины, судьи, пастухи, рыбаки, мытари, юристы, они жили в разное время, при различных обстоятельствах и влияниях, но все они были объединены в рамках этой благословенной книги в чудесном согласии и сладкой гармонии.

Здесь Христос говорит к Своим людям: «Не писал ли Я к тебе трижды?». Раввинистическая традиция сообщает нам, что в данном случае имеются в виду три раздела Священного Писания; другие говорят, что это три книги, написанные Соломоном. Это прекрасно, если это правильно понять. Из Книги Притчей мы узнаем, что она самом деле мы грешные глупцы. Книга Екклесиаста учит нас о тщете всего без Христа. Книга Песнь Песней являет нам славу Царя и красоту Его небесной Невесты. Но все эти дивные слова принадлежат Ему, Чье имя величественно по всей земле, где бы ни были найдены искупленные грешники, которым Наставник являет то, что Христово. Послушайте, что заповедует Христос, Божья премудрость, в Притч.8.6: «Слушайте, потому что Я буду говорить важное, и изречения уст Моих – это правда». Он открывает Себя Своим братьям, как Он явил Себя в славе завета, когда Он был рожден «от века, от начала, прежде бытия земли», и Свою дивную славу Он дает всем и каждому из них (Ин.17.22, 2 Кор.3.18). Здесь мы видим Христа в завете и завет во Христе. Он явлен в каждой главе Книги Притч. Он есть восторг Отца в завете (8.30), Друг, Который любит во всякое время, и Брат, Который явится во время несчастья (17.17), Друг, более привязанный, нежели брат (18.24). Он являет Свою любезность, когда дает нам духовное понимание Своей книги, из которой мы узнаем тысячи дивных вещей Божьих и все учение Его благословенного Духа (1Кор.2.9-12). Сама мысль об этом заставляет меня взывать с горячим желанием: «Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего» (Пс.118.18). «Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых» (Пс.118.130).

Дивно то, что возвещено нам здесь о славе Бога и священной Богочеловечности нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа! Это таинственный, но существенный и прочный союз этих двух природ во чреве вечно благословенной Марии! Божество и человечество были объединены здесь в одном Лице в единство, которое никогда не будет разделено, ибо это один Христос, Истинный Бог и Истинный Человек. Эти две природы совершенно различны. Человеческая природа подчинилась Богу и страдала в том, что Он не мог сделать без нее. Божество придает бесконечную ценность каждому акту послушания и всем страданиям, перенесенным им пред Отцом в качестве Поручителя завета и Посредника Нового завета. Его бесконечное совершенство и вечное удовлетворение были приняты и признаны Отцом как посредническая работа Сына для Своего народа. Так в Писании раскрывается дивный Христос пред очами веры избранных Божиих Духом Святым. Посмотрите на Его послушание до смерти! Посмотрите на Его страдания в Гефсимании и на проклятом древе Голгофы, на то, как Он был распят, умер и погребен, как был опечатан камень у Его гроба, когда римские солдаты стерегли Его, хотя ни одна армия мира не могла удержать Его там. Истинны слова Петра: «Но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, ибо невозможно для нее было удержать Его» (Деян.2.24). Явив Себя живым со многими верными доказательствами, Он вознесся с великим торжеством в Царство славы. С тех пор, и до тех пор пока последний сосуд милосердия не вернется домой, Он спасает самых далеких, и Он всегда жив, чтобы ходатайствовать за тех, которые приходят через Него к Богу (Евр.7.25). Во всей любви Своего сердца Он являет всю Свою заботу и внимание тем, кого Его любовь и кровь некогда спасли. Разве это не прекрасно? Да, это действительно прекрасно для тех, кто знает, что когда умножился грех, стала изобиловать благодать, и она делает предостаточно и гораздо больше для тех, кто чувствует свою беспомощность и плачет о ней, ибо чем больше опыт нашей слабости, тем слаще для нас наделение Божественной силой, и чем сильнее падение, тем драгоценнее твердое стояние. Мы обязательно познаем это на своем пути домой! «Пойте Господу, ибо Он соделал великое, да знают это по всей земле» (Ис.12.5).

«Советы и наставление»: что это такое? «Предопределения древние истинны» (Ис.25.1). «Мой совет состоится, и Я сделаю все, что Мне угодно» (Ис.46.10). «Много замыслов в сердце человека, но сбудется лишь назначенное Господом» (Притч.19.21). Какая благословенная привилегия – иметь возможность проследить все в нашей жизни к вечным советам Божьим и вечной цели Его благодати! Мы не можем долго останавливаться на этом знании. «Тогда мы узнаем, если будем стремиться познать Господа» (Ос.6.3). Если у нас есть опыт, описанный здесь Духом Святым, когда грех становится крайне грешен и все помимо Христа суета и глупость, тогда мы будем иметь знание и будем стремиться познать Господа. Благословенно знание, что Бог сделал все для Своего народа в Своем завете благодати и спасения! Это спасительное знание дается нам во Христе, по Его слову: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога, и Иисуса Христа, посланного Тобою» (Ин.17.3). Это известно по Писанию истины: «Это я написал вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы имеете жизнь вечную, и чтобы вы веровали во имя Сына Божия» (1Ин.5.13). «Сын Божий дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного» (1Ин.2.20). Вот дивные советы и наставления Божией воли в отношении нас как Своих детей во Христе Иисусе.

Посмотрим еще дальше. «Я мог бы научить тебя точным словам истины». В этих словах нет никакой неопределенности. Есть большая неопределенность в словах грешников, и даже в словах опытных святых. Но «навеки, Господи, слово Твое утверждено на небесах» (Пс.118.89). Послушайте Учителя: «Дух животворит: плоть не пользует нимало; слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин.6.63). Можем ли мы не плакать вместе с Петром: "Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин.6.68). Обратите внимание на заявление Иисуса: "Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф.24.35). Каждое Его слово имеет цель и обетование, и все, что исходит из уст Воплощенной Мудрости, подтверждается в опыте сердец искупленных во всех поколениях и во всю вечность. Теперь я хочу, чтобы вы обратили внимание на причину этого наставления: «чтобы ты мог передать слова истины посылающим тебе». В торопливых ответах противникам часто делаются ошибки. Эти ответы должны даваться в словах мудрых, в ясных словах Священного Писания, и никогда их верховным судьей не должен служить наш ум. «Кто дает ответ, не выслушав, тот глуп, и стыд ему» (Пр.18.13). Будет правильным остерегаться объединения с теми, кто ошибочно учит о Боге, Едином в Трех Лицах Троицы нераздельной, и о нашем спасении вечным Господом Иисусом Христом. От таких ошибок нас ограждает Откровение, данное нам Духом истины. Враги этой истины, пререкающие ее, уверены в своем праве нападать на нас, и все же Тот, Кто вел нас на путь истины и хранит нас на нем, будет следить за тем, чтобы в момент необходимости с нашей стороны не было недостатка в правых словах для решающего ответа. «Будьте всегда готовы спрашивающим о вашем уповании дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет.3.15).

Благословенный Дух истины через Слово истины приводит нас ко Христу, Который есть истина, к наслаждению Богом истины и к познанию Истины, которая делает нас свободными от рабства закону, отделяет от зла (Иоан.17.17), очищает сердце от заблуждений (1 Пет.1.22), милостиво спасает (Пс.40.11), твердо устанавливает (2 Пет.1.12) и вечно торжествует (2 Кор.13.8). После долгого конфликта пророк мог сказать своему Богу: "Слова Твои были найдены, и я съел их; и было слово Твое мне в радость и веселие сердца моего, да назову Тебя по имени, Господи, Боже Саваоф» (Иер.15.16).

Господь да благословит нас ради имени Своего. Аминь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий