13 июня 2016

Фридрих Круммахер. Вознесение (1852)

Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо

Деян.1.9-11

Что значит для нас коронация Господа и Его дела, торжество и ликование Его благодатной общины, явление победы над силами ада и начало преображения земли в славу рая? Что значит этот восход солнца над тучами умирающего мира, рассвет, изгоняющий страхи ночи? О, как счастливы те, кто могут познать славу Вознесения как полноту надежды, распространяющейся до краев земли, надежды, в которой ныне тает образ врага, смерти, могилы и тления!

Давайте рассмотрим подробнее великий факт нынешнего праздника и вновь поймем, каким утешением он был и самого начала. И пусть Тот, Кто обещал: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я среди них", помня это обетование, будет близок к нам Духом Своим!

1. "Если бы это было правдой!". Вот, возлюбленные, звук, который преимущественно отдается сегодня в тысячах и тысячах душ. Но звон праздничных колоколов в день Вознесения - лишь эхо той истины, которая звучит в бесчисленных умах бодрствующих. Мы говорим сейчас не об откровенном неверии, дерзко хулящем Бога, и даже не о равнодушии, не придающем Его делу особого значения для нас. Довольно часто в самых благородных душах, переживающих глубокую боль и искреннее желание спасения, звучит лишь: если бы это было правдой! И сегодня многие испытывают высокую радость потому, что они смогли убедиться в истине рассказа о Вознесении. Но есть среди нас дети безжизненного времени сомнения, пришедшего с юности в доме, семье, компании, школе, а также, по всей вероятности, люди, которые даже в самой церкви нашли лишь отчуждение от христианской истины. Такой бедный человек чувствует отсутствие в себе жизни, и он смотрит через плечо угрожающей смерти, а у его ног темнеет могила, место распада. Там он стоит, и видит, как с каждой минутой сокращается нить его жизни, и он не хочет умирать, не зная о том, что он не умрет, но по смерти будет жить. Но кто гарантирует , что он будет жить? Он стучится в каждую дверь с надеждой обрести эту уверенность: "Где и как я могу обрести покой, убедившись, что со мной будет, если сегодня или завтра мне предстоит покинуть эту землю?". И вот он обращается к закутанным в свои плащи философам, забившимся в темные углы познания, вернувшихся из своих умственных странствий или разобравших серые от пыли книги и рукописи. А что они ему скажут? Занавес могилы непроницаем для смертного взора. В лучшем случае нам могут предложить призрачные видения сознания или душ людей, ушедших от нас. Иногда откровенно высказывается мнение, что искра человеческого духа исчезает, как только тело перестает служить ей; но и те, кто осмеливается предложить нечто более утешительное, в чем мы нуждаемся, чувствуют, что они вступают в область, в которой у них не может быть ни уверенности, ни надежности.

Так откуда мы можем черпать сегодня постижение запредельного? Из тьмы прошлых веков нам сияют образы святых людей, которые, подобно Еноху, Аврааму, Моисею, презирали этот мир со всей его славой, потому что они уверенно шли по пути ко Граду, которого Зодчий и Строитель Бог. Но можем ли мы сказать тем, кто жаждут уверенности, что именно эти досточтимые патриархи и старцы правильно постигли истину, и что только Израилю дан святой дар пророчества, проливающего свет на человеческую судьбу и будущее? Кто сегодня верит словам пророков? Там, где городская площадь заполнена образами смерти, а души людей отравлены сомнениями, сеявшимися уже столетие, мало кто может достичь таким образом полной уверенности, ибо дающая ее книга на самом деле остается для него запечатанной. Мы часто хотим бросить надежный якорь у истоков истории. Мы хотим также видеть сверхъестественный мир, и потому не только наличие последнего, но и возможность попасть в него на самом деле должны быть поставлены вне всякого сомнения.

И вот здесь появляется возможность действительно хорошей проверки самых смелых утверждений. Однажды на земле появился Человек с несомненной печатью высшего мира на челе, Который поступал поистине как Гражданин Града небесного, и путь милосердной любви закончился для Него в долине смерти. После того, как Он представил изумленному миру свидетельства Своего небесного гражданства в святой жизни, чудесах и делах Божьих, Он показал Своим друзьям горние высоты, произнес слова, проникнутые поистине царственным величием и, наконец, благословив их жестом Своих рук, перед их удивленным взором стал подниматься ввысь и ввысь, физически удаляясь от них, пока облако не скрыло Его от их глаз. Что может более серьезно уничтожить последние сомнения в существовании двух миров, как не это событие? Хорошо, скажут нам, мы могли бы быть удовлетворены - если бы это было правдой! Но теперь скажите мне: что представлял бы собой наш мир, если бы этого не случилось? И если Вознесение Господа имело место - то не должны были бы мы, исходя из того, что последовало, допустить его, даже если бы оно не было описано в таком виде в Евангелиях?

Скажем сразу: если представить, что Христос не вознесся на небеса - нам пришлось бы допустить и представить совершенно нелепые, абсурдные вещи. Все, что пророки Мессии пророчествовали о Сыне Марии, все дела Мессии оказались бы недоделанными или вовсе невыполненными, если бы Он не достиг триумфа, не взошел в горние высоты, не разрушил тюрьму и не дал людям Своих даров. Все, что сделал Господь Иисус, осталось бы засвидетельствованным только в Его словах, и если бы настойчивые и неоднакратные заверения Его в том, Кто Он нсть, не были подтверждены Его Воскресением и вознесением к Отцу, то Он оказался бы просто лжецом. Через всю жизнь Иммануила прошла огромная цепь чудес, но что она значила бы, если бы не оправдалось чудо самое естественное и явно ожидавшееся - возвращение Его в Свой дом? На каждом Своем шагу на этой земле Он давал понять, что здесь Он не у Себя дома. На самом деле воскресение Сына Божия из мертвых - а в том, что это событие изменило до того полностью неизменный порядок вещей, не приходится сомневаться! - было лишь необходимым следствием этого факта: Он должен был вернуться в дом Отца, без чего все остальные надежды остались бы тщетными: Воскресший умер бы второй раз! Но что произошло с Его учениками? Неужели они, постыдившись во всех своих надеждах, могли бы просто от Его крови и смерти прийти в такой восторг, чтобы твердо, с невозмутимой уверенностью идти на пытки и костры, свидетельствуя, что Он взошел на небеса? Неужели их совесть не вскрикнула бы в них: вы лжете другим и самим себе, вы знаете, что Он умер и не воскрес? А именно так и было бы, если бы Он не открыл им после Своего Вознесения все, что должно прославить Его жизнь и смерть на земле - и этого просто не случилось бы, если бы Он не взошел на небеса! Именно посредством Святого Духа, Которого Он ниспослал апостолам Своей Божественной властью, была основана Церковь, Савл услышал голос Господа с небес и все малое стадо стало испытывать близость своего Доброго Пастыря каждый день; и как это могло бы быть, если бы Он не воссел одесную Бога, а был погребен в земле или исчез неизвестно куда?

Я показал вам, какую уйму бессмыслицы, противоречиц и нелепиц придется представить, отрицая вознесение Иисуса, и я не знаю, как можно вообще верить в такие несоответствия. Такие убеждения полностью неразумны. Вознесение неизбежно должно было последовать за Пасхой. За Воскресением Христа должны были последовать его необходимые следствия и результаты. Я знаю, что против них обычно не выдвигается возражений даже со стороны физики и астрономии, и я также знаю, что Тот, Кто правит природой и ее законами, и не является связанным ими, может совершать среди воинства небесного и жителей земли то, что Он хочет. Можно ли представить хотя бы, чтобы вера противоречила закону земного притяжения? То, что возможно с совершенно земными телами посредством аэростатики, тем более применимо к телу преображенному, и если простой газ может поднять нас над землей, то разве телом Господа не двигала сила куда более могучая? Человеку не требуется скорость света, чтобы преодолеть земное притяжение, и если представить, что тело Иисуса не могло видимым образом достичь небес, нам как раз придется нелепо перевирать законы природы. Ангелы, что воспели песнь Младенцу в яслях над холмами Вифлеема, могли перемещаться в пространстве и быстрее, и в мире духа движение, очевидно, происходит по-другому, нежели в нашей земной материи. Если нам скажут, что разреженная атмосфера быстро охладевает, то мы спросим: разве мы, бедные жалкие черви, не можем получить солнечных ожогов или ослепнуть, взглянув на солнечный свет? Мы знаем, что Господь славы скрылся за облачной завесой из поля зрения Своих учеников, и это значит, что Он сразу же мог вступить в мир, где действуют совершенно иные законы, чем здесь на земле. Вы можете спросить также: где же может быть населенный мир за пределами нашей планеты? Друзья, достаточно выйти вечером посмотреть на небосклон, чтобы даже невооруженным взглядом увидеть множество таких миров в звездных далях! То, что в пространстве есть множество солнц и планет, которые могут быть обитаемы, для астрономии давно уже не тайна. И если Спаситель говорит, что "в доме Отца Моего обителей много", то что мешает нам увидеть хотя бы в нашем мире славу, которая лишь начинается там, куда уже закрыт доступ нашему взгляду? Поэтому все возражения, выдвигаемые против вознесения Христа, бессмысленны и не имеют никакого веса. Свидетельство апостолов подтверждается фактами столь блестяще, как, пожалуй, никакой иной факт мировой истори

2. Все сказанное - это факты, и факты непоколебимые. Но каким образом из них для меня и для вас следует утешительный смысл чуда Вознесения? Я скажу: как величественна даже сама по себе весть о том, что Вознесение на самом деле смогло пронзить пределы нашей темной планеты и открыть нам безопасный выход из этой долины смерти в мир воскресения! О, как свободно дышит грудь после того, как медный потолок наверху больше не давит на нас, и иной, более прекрасный дом, окружающий нас, расширяет сад земли! Царство идеалов, которое формирует наш ум, не является видением или сном; это спокойное отражение реально существующего мира. Неувядающее совершенство, превышающее нашу скоротечную жизнь, живет не только в наших желаниях и мечтах; оно существует на самом деле. И мы не просто мечтаем, когда пишем на стяге нашей жизни: "В Иерусалим!" - чтобы бросить якорь нашей надежды на запредельных берегах. Мы не мечтатели, когда говорим, что самое глубокое стремление нашей природы как созданной по образу Божию - это надзвездный Ханаан. И пусть никто не смеет обвинять нас в пустых мечтах, когда слышит псалмы бедных странников о пути в дом небесного покоя! На земле нет настоящего приюта для усталых сердец; только пред престолом Божиим существует пристанище для всего благородного и доброго, что было собрано и сохранено здесь, но не могло достичь своего полного развития. Вот конечная цель, к которой мы должны прибыть, долгожданное место место, где каждый диссонанс жизни будет, наконец, разрешен в блаженном упоении! Одним словом, если день Пятидесятницы - это день величайшей чести Царя, вознесшегося в небеса, то за скрывшим Его облаком мы можем видеть, как велика Его семья в огромном пространстве вселенной, где простирается мир Божественной славы, откуда все видится по-иному, нежели здесь. И если осознание этого возможно уже сейчас - то как оно способно облегчить наше странствие через эту пустыню смерти!

Но насколько этот миры по своему облику и природе отличен от нашего? Является ли он нетелесной, невообразимой пустотой? Нет. Это мир телесности, хотя и духовной, преображенной. Телесность Вознесения Иисуса Христа утверждает это вне всякого сомнения. Кроме того, мы не можем не обратить внимание на весть двух небесных посланников, явившихся в блистающих одеждах ученикам , чтобы сказать: "Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо". Теперь у нас нет выбора в рассуждениях о преображенном теле Господа. Несомненно, мы видим, что Он воскрес в Своем человеческом облике. Но если это так, то мы имеем право, а на самом деле обязаны понимать весь тот край, куда Он пришел, как нечто вполне реальное и телесное. Это не мир призраков, каким он предстает в мрачных видениях некоторых философов. Это не убогое существование теней, как язычники представляли свой Элизиум. Нет, это реальная область творения, так же наполненная делами Божиими, как наша земля; это место, где ушедшие знают и любят друг друга, вступают во взаимоотношения и имеют мысли и чувства, по своей возвышенности превышающие возможности языка нашей земли. О, какой прекрасной предстает нам в таком случае будущая жизнь! И теперь мы можем утверждать эту истину с куда большим основанием, чем прежде. И хотя, увы, в наших сердцах мы бываем хуже язычников, мы не только достигли их надежды, но и превзошли ее. На самом деле между нашей землей и небесами прежде были сломаны все мосты. Но Спаситель, Которого ждали народы, явился, и мы каждый день слышим Его голос и видим, как Он хранит, утешает и восстанавливает нас. О, как близко мы можем быть к будущему уже сейчас в силу этой связи с нашим общим Господом и Князем Мира!

Но какая была бы нам польза от существования этой дивной страны, если бы был по-прежнему сломан мост, отделявший нас от нее? Тогда для нас было бы лучше вообще не знать о ней даже в предчувствиях и мечтах - ибо они лишь подчеркивали бы нашу нищету и убожество на земле! И, несомненно, все наши надежды были бы напрасными, если бы не совершилось событие, о котором мы с таким воодушевлением поем сегодня! Все совершенства Бога были бы чужды нам, отделены от нас грозными херувимами с пылающими мечами, стоящими у врат рая, ограждая его от греха и осквернителей. Но наш Посредник открыл нам мост и путь. Он не только показал нам врата небес, Он жил с нами и открыл их для нас! Если король въезжает в свой замок, он закрывает ворота, ибо никому более не позволено жить там, где живет он. Мы могли бы соотноситься со Христом лишь как армия со своим главнокомандующим. Но нащ Царь Сам открывает Свои чертоги и приглашает Свое воинство на торжество с Ним. И этих взаимоотношений не знает никто, кроме тех, кто уже принадлежит к семье Христа и знает то таинственное место, которое Он уготовал ей в Себе. В противном случае мы можем лишь спросить: что может заверить грешника в том, что он будет допущен в присутствие Святого Бога, к Его престолу? Лишь тот, кто знает посредничество Христа, может взглянуть на этот вопрос в ином свете.

Следует отрешиться от поверхностного взгляда, как будто Христос пришел в мир лишь с тем, чтобы просветить нас светом Своего учения. По своему состоянию мы нуждаемся в намного большем. Учение было уже у Моисея и пророков. Мы не только невежественны пред Богом, но в то же время и в гораздо большей мере Его недостойны; не только помрачены в вере и познании, но отчуждены от Бога и находимся под Его проклятием как нарушители Его закона. То, в чем мы нуждаемся больше, чем во всем остальном - это прощение, восстановление и примирение, и именно ради этого к нам пришел Христос. Как наш Родственник, Он разделил наше состояние; как наш Представитель Он взял на Себя наши обязательства пред Святым Богом; как Посредник он взял на Себя нашу вину, в силу этого понес наказание и проклятие и разделил горькую судьбу грешников. Он заплатил за все добровольно, а не просто расточил, ибо никто не мог отнять Его жизнь. "Я отдаю Свою жизнь для искупления многих"; "Моя кровь пролита для отпущения грехов". И после того, как Он совершил Свое дело Посредника в крови, Он воскрес из мертвых, что было недвусмысленным провозглашением Отца, что Он полностью исполнил Свою задачу. Именно таким образом Он как Сын Человеческий должен был открыть врата рая. И Он открыл их. Ничто не могло помешать Ему. И Он с торжеством вернулся туда, откуда Он пришел, вознесся среди торжествующих песен небесного воинства к величию и чести. Почему это было так? Просто потому, что Он Божий Сын от вечности? Исайя называет иную причину: "потому что Он излил душу Свою в жертву за грех". Апостол говорит: "Он смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Поэтому Бог возвысил Его, и дал Ему имя выше всякого имени".

Христос явил триумф Вознесения как результат Своего завершенного дела, как Глава Своей общины и Царь грешного мира. И именно это всегда праздновал Его народ. То, что Он сделал, и то, ради чего Он пострадал, было передано Его людям в силу Его таинственного союза с ними. Бог дал народ Своему Сыну; Его люди были с Ним, как выражается апостол, воссажены на небесах. В Нем они имеют все, что Он дает им. В Нем они полностью искуплены и могут иметь уверенность в том, что они члены Его Тела до конца, как сообщество живой веры, и если так, то нет ничего более определенного, что за своим Главой следует по пути, конец которого теряется в небесных высях, целое "облако свидетелей", которых весь мир не был достоин.

Посмотрите же, братья, на это событие, и убедитесь, что вся наша небесная надежда связана с тем фактом, о котором мы вспоминаем сегодня. Христос наша жизнь, и если так, то для всего мира нет ничего более крепкого, чем эта надежда. Пока Прекраснейший из сынов человеческих истинен в Божьих глазах - а Он вечно царствует с Отцом - наши имена пребывают в списках граждан Небес, и если мы в Нем достойны и приемлемы для Бога, то Он однажды поприветствует нас там. Мы должны также бросить взор на благословенную землю, которую Он искупил ради нас и уже восемнадцать веков как дал в наше распоряжение. У нас нет здесь постоянного града; мы ищем его, но по сути он достигнут. Наше странствие завершится, лишь когда этот мир пройдет. Но какое богатое содержание приносит сознание этого нашей жизни! Как воодушевляет нас среди скорбей и бед эта перспектива пройти с Ним через облако тьмы! Как велика надежда на живого Христа в наших сердцах! Будем же рассматривать этот бедный мир лишь как гостиницу на нашем пути, и взирать на горизонт небес, чтобы однажды улыбнуться сквозь слезы, увидев наш вечный дом как землю за полосой прибоя! Пусть мы сможем повторить слова святого певца: если я забуду тебя, Небесный Иерусалим - да забудет меня правая рука моя во веки веков! Аминь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий