13 июня 2016

Иоганн Бенгель. О смерти и посмертии (1750)


Жизнь человека есть постоянная борьба со смертью. Люди умирают постоянно и порой внезапно. Поэтому лучше обратиться к Богу в добром здравии, ибо когда вы окажетесь на смертном одре, вашему духу будет куда труднее. В вашем сердце всегда есть вина; будь вы нравственно здоровы, вы не сделали бы очень многого из того, что сделали. Это знают простые люди, имеющие истинную мудрость, которая от Бога, хотя и не всегда знают это. И тем не менее им не скрыться от взоров других; дитя Божие не может остаться незамеченным. Умирающего человека, который приблизился к вечности, я сравниваю с устьем реки, впадающей в море, где вы почти не можете отличить, где речная вода или морская. Но бывает так, что люди, кажется, уже уходящие, не могут умереть, не от естественных причин, а потому, что они до сих пор остаются в непрощении. После того, как они произносят слова мира, их жизнь обрывается. И когда вечность открывается им в смерти, они встречают ее с радостью и утешением, хотя свидетели тому полны страха и тревоги. День Христов очень близок к нам, хотя мы и не знаем, когда он придет, во всяком случае так, как хотели бы. Даже зная несомненность того, о чем говорится в Откровении, мы, живущие сегодня, явно придаем меньшее значение тому, что разрушение нашей земной хижины неизбежно. Но это не должно быть ужасом для верующих, если Христос умер и воскрес (Иоан.2.16, 1 Кор.15.2, 2 Кор.4.5-10, Фил.1.20-21, 1 Фес.6.13-18, 2 Фес.3.3, Евр.12.23, Откр.7.9-17). Если химик легко может превратить одно вещество в другое, то неужели мы не можем отдаться во всемогущие руки верного Создателя, Который может распылить нас по всей вселенной и все же вернуть к жизни? Почему нам так тяжело просто предать свои души в Его руки? Ведь для этого даже не требуется какого-то особого искусства умирания. Ребенок может просто лечь отдохнуть и заснуть, ему не нужно для этого искусства. Главное не в событии, а в переходе. Я засыпаю здесь, а просыпаюсь в лучшем месте (Рим.8.2). О сне и сновидениях вы не можете заранее сказать, хорошо будет это или худо, только по пробуждении. Это также относится к благословенной или, напротив, несчастной смерти. Здесь есть очень много различных уровней. Многие из тех, кто спасен, как дивные святые, описанные в Откровении, обретают свою награду сразу и полностью. Также есть многие из потерянных, которые сразу убеждаются, как плохо им будет в дальнейшем; но не все, кому предстоит окончательное спасение, убеждаются в этом непосредственно по смерти. Также не все потерянные сразу убеждаются в своей погибели; у некоторых из них еще остаются какие-то надежды. Все накапливается и окончательно решается в великий день суда, день Христов. Что должно воодушевлять верующего - это то, что сразу же по смерти он узнает, что он есть (1 Иоан.2), и ему не придется ждать этого дня. Я часто размышлял о Мтф.7.22. В те дени было не так много прорицателей, экзорцистов и чудотворцев, и тем не менее они тоже умирали и были судимы, и закон не спасал их. Многие злые души уже мучились в пламени, как можно увидеть в истории Лазаря и богача. Однако большое количество оставалось, на мой взгляд, в промежуточном состоянии до суда, как это возможно согласно Евр.9.27 и другим текстам, где говорится о спасении в день Христов. Но это не значит, что ложная надежда и высокомерие лицемеров, что по-прежнему существуют с тех пор, не постыдятся. Ищите вход в вечное Царство, не думая о том, что он может быть шире! Если, предположим, мы прошли все этапы освящения в этой жизни, и считаемся душой на самом высоком уровне, то уйти для нас столь же просто, сколь отделить вино от дрожжей; для этого надо просто убрать осадок. Если воля свободна и победоносна, смерть удаляет лишь тело греха. Умерший предается на волю Божию. Лютер сказал, что можно было бы молиться о некоторых из них; но это не имеет перспективы. Христиане обычно хоронят умерших лицом к восходящему солнцу. Этот обычай взят у евреев, обращавших их лица к Иерусалиму. Поэтому все церковные двери обращены на запад, чтобы не поворачиваться спиной к востоку в молитве. Расположение тела оправдано будущим воскресением, ибо более чем вероятно, что Иисус вернется на восток, в Иерусалим, как Он вознесся с Елеонской горы. О явлениях умерших скажу, что, как правило, они не повторяются больше одного раза. Все связи души с телом разрываются полностью. Это подобно разрушению крепости, из которой все уходят. Отделение души от тела совершается мгновенно. Там, где нам говорят о призраках и их посещениях, даже если за этим стоит доля истины, поражает то, что люди живут и поступают так, как если бы ничего странного или устрашающего не произошло. Если бы мы знали, в каком положении находятся сейчас несчастные души, которые считали земную жизнь единственно ценной, а сейчас испытывают обратное тому, чего ожидали, мы не стали бы бояться их, например, в виде призраков. Любовь на все надеется. Но на каком основании мы думаем, что мертвые могут быть спасены? И имеет ли смысл, напротив, бояться, что они будут потеряны? Нет среднего состояния души, как нет чего-то среднего между да и нет, но мест в ином мире не три, а тысячи. В тот момент, когда душа оставляет тело, определяется ее состояние для всей бесконечной вечности. Именно тогда принимается решение о нашей судьбе. Кто любит Спасителя и полностью посвящен Ему, сразу же по смерти входит в присутствие Господа. Считать, что смерть как таковая способна улучшить состояние человека, было бы в корне неправильно. Это было бы пелагианством в вечности. Но нет, когда тело приходит в упадок, душа определяется окончательно, и в дальнейшем она будет лишь углубляться в свое содержание и страдать от своих несчастий. Во время Ветхого Завета, когда служение твари еще было повсеместным, было достаточно того, чтобы бояться Бога и служить Ему, чтобы спастись; но во время Нового Завета для этого требуется Евангелие. В этом великая мудрость Бога, читающего души человеческие и способного взвесить их. Если вы отберете самых незначительных людей из числа избранных и, наоборот, самых известных из отверженных, то что вы увидите? Особым проявлением мучений осужденных будет скука, ибо они будут пребывать в вечной тьме без каких-либо изменений, и час не будет отличаться для них от часа. Грехи верующих будут также выявлены в последний день, но не как то, что осудит их, а просто как факты, связанные с добрыми делами или же с грехами неверующих и в зависимости от того, что повлияло больше на саму душу и на других людей (ср. 2 Кор.5 и Иез.18). Адам, без сомнения, спасен, и все же его дело всем известно в вечности. Грехи Давида, Петра и других известны всем, как они описаны в Писании. Но они не рассматриваются просто как совершенные грехи, но как раскаянные и оставленные теми, кто оправдан на суде. Так сияет своевременность прощения. Грехи избранных вечно будут предметом Божия всеведения; любой из них говорит Ему больше, чем грехи всех существ, когда-либо представавших Его очам, тем более в День суда. Однажды и навсегда мы сами убедимся, сколько всего нам было прощено. Порочные люди часто не делают секрета из своих мерзостей. Другие отчаиваются или не хотят высказать все. Но благодать гораздо сильнее, ибо Слово Божие доходит до разделения души и духа. Стыд греха - это душа, а не дух. Нам тем стыднее, чем больше мы противоречим природе, хотя по закону мы должны стыдиться других грехов гораздо больше. Однажды мы поймем, чего стоил наш стыд. Ни один из нас не может сказать пока, что все его ошибки открыты для всех. Иногда нам все понятно, но трудно на самом деле видеть все. Те, кого я люблю, как самого себя, должны знать все обо мне, что я знаю о себе. Тогда они многое простят нам. В Ветхом Завете была не только всеобъемлющая воля Божия, но и прощение грехов; и тем не менее есть разница в посмертном существовании верующих в Ветхом и Новом Заветах. Верующие Ветхого Завета были после смерти в покое, но долг Господу еще не был удовлетворен. Притча о долгах делает это довольно ясным. Если кредитор может пойти к должнику и простить ему долг, это называется просто прощением. Так было и с Богом в Ветхом Завете, ибо Он прощал грехи авансом, когда за них еще не было дано удовлетворение. Тем не менее верующим уже тогда давалось и нечто большее; они обретали избавление от вины, что можно сравнить с ситуацией, когда кредитор не только не доводит дело до суда, но и отпускает должника, зная, что поручитель возьмет на себя его долг в будущем. Христос является Поручителем, поскольку Бог возложил на Него долг взять вину грешников на себя и отпустить должника. Теперь, когда Христос заплатил за нас Своей смертью и освобождение произошло, без сомнения, совершилось изменение во всем мире и произошло улучшение положения и новозаветных верующих. Если они служат Христу, они могут иметь уверенность. Какие же удивительные вещи могут происходить, когда Христос приходит к нам! Хотя то, что мы отметили в Писании о будущей славе вечной жизни, далеко не всегда понятно, мы должны держаться этого. Если человек находит клад большой ценности, например драгоценный камень, он бережно хранит его даже тогда, когда не может пока оценить все его великолепие. В свое время он выручит за него больше. Золото, жемчуг, драгоценные камни в Небесном Иерусалиме имеют небесную природу. Этот город расположен на горе, которая будет видна далеко и широко по всей новой земле. То, что нам открыто о нем, должно удержать нас от дешевой застенчивости. Если я действительно оказываю почтение другому, есть предел сдержанности, когда я предстаю ему. Таким же образом нашему взору предстают великие вещи, которые не так легко постичь, пока мы еще далеки от них. Что касается граждан этого города, я скажу лишь, что они целиком безопасны в Господе. Как близко я знаю свою немощную хижину! Могу ли я некоторым образом увидеть ту другую, что в последнее время уже приближалась ко мне? Господь да приведет нас к Себе!

Комментариев нет:

Отправить комментарий