11 июня 2016

Уильям Мэннинг. Христос – наш единственный покой (1865)

Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня. Ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим. ибо иго Мое благо легко, и бремя Мое легко. 

Мтф.11.28-30 

С помощью этих благодатных обетований наш благословенный Господь обратил к Себе людей, которые борются с тяготами этого печального и грешного мира. Он увидел не только грешников, но многих добрых и благочестивых людей утомляющими себя напрасно. Среди тех, к кому Он обращался, Он видел не только тех, что были обременены своими грехами, но и многих, что были обременены нечестивыми традициями и бессмысленными обычаями, которые стенали под игом, и воспринимали закон лишь как сурового педагога, ведущего их ко Христу. Он обещал им покой, если они придут, и будут учиться, и примут Его иго, то есть, если они будут повиноваться и следовать за Ним, если они доверятся и будут стремиться уподобиться Ему. Многие, такие, как апостол Андрей, ради этого оставили свои прежние занятия и все, что они имели, и по здравом размышлении обнаружили, что это обетование верно. Они нашли прощение и святой покой ума и сердца, и надежду на Царство их Учителя. 

То, что Он обещал им, Он исполнил; это пришло к людям на земле и дано им на небе. Своим несравненным Духом Он действует в мире, убеждая людей принять Его легкое иго. Это Он сделал для Своей Церкви по всей земле. Он действует среди всех народов, предлагая отдых каждой усталой душе. Кто может понять, каким было невыразимое томление языческого мира, какие бурные вопли духовной скорби отдавались в ушах Бога? Разве среди них не было угрызений совести, жала вины, страхов беззащитной невинности, мук осознанного греха? Без сомнения, среди мириад вечных существ, которые пребывали по всему лицу земли в пришествие Христа, были десятки тысяч, которые вздыхали и стремились к свету и истине в темноте и душной неволе язычества. И к ним в свое время, Христос в Своей Церкви пошел с проповедью, как "находящимся в темнице духам", изливая бальзам кротости и мира на смиренные сердца. Когда они услышали Его, они были привлечены к Нему непреодолимой силой убеждения. Они нашли то, чего они искали и жаждали во тьме, и все нужды и страдания их бытия исцелялись Его дивным прикосновением. Так обновлялся мир. 

И не только это, но в самой Церкви, и по сей день, когда Христос призывает людей этими мягкими, убеждающими словами: "Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные" - это касается не только невозрожденных душ людских, но также тех, кто был рожден снова Его благодатной силой, но при этом имеет труждающиеся и обремененные сердца. Когда Он стоит посреди Своей Церкви, и видит нашу повседневную жизнь, и множество утомленных и беспокойных душ, он видит и жалеет наши слепые немощи, ибо много крещеных людей, которые никогда глубоко не знали Его; многие знают Его в слове, но никогда не брали Его иго; многие, казалось, приближались, к Нему, но так и не нашли покоя своим душам. Он видит среди нас людей такого же рода, как тогдашних евреев, утопавших во грехах. Эти люди осознают свою вину, мучаются ею, ненавидят свой грех, но уступают его сиюминутным приманкам. Муки грешащих христиан даже больше, чем ужасы язычников или евреев. Христиане знают о жизни и бессмертии; Тофет и Геенна для них не притчи, но хорошо знакомая ужасная реальность. Ни один язык человеческий не опишет вполне страх и удушливое бремя вины, которые охватывают пробужденную совесть. И это все охватывает нас, в том числе крещеных людей. Это является причиной их упрямства в грехе, потому что это корень их отчаяния. 

Но кроме них, есть люди с мирскими сердцами, которые день и ночь мучают себя эгоизмом и жаждой прибыли, изводят себя до нахмуренных бровей и истерзанных сердец, напускают на себя ложную бодрость, будучи в глубине своих душ тяжко больны. Этот мир пронзает их сердца насквозь; они тонут в его как зарослях, и все его заботы вырастают в их умах до неестественной величины. Они не имеют в виду невидимый мир, чтобы проверить им ценность мира видимого и взвесить на этих весах все, что в нем есть. Отсюда происходит глупый выбор, чрезмерная тяга к земному и множество горьких разочарований. Я не говорю о людях явно сребролюбивых, но о большинстве людей, чья цель в жизни, по их мнению - не более чем обычный достаток, достоинство и авторитет. Если бы вы могли читать внутреннюю жизнь таких людей, вы обнаружили бы, что их умы пребывают в непрерывной и беспросветной гонке, которая в высшей степени утомляет их. В итоге они устают от самих себя и ломаются в горечи и апатии. 

Есть также множество людей, которых мучают разочарование, раздражение соперничеством и страх недовольства, и предвидение неизбежных падений; и хорошо, если за этим нет еще скрытой тлеющей разгневанной ревности и болезненной зависти, которую амбициозные и завистливые умы могут чувствовать при одном упоминании успешного соседа. Какое еще бремя в этом мертвом мире может быть тяжелее для сердца человека? Какое иго мучительнее, чем эта беспокойная жажда духа? 

И также есть другие, которые не менее измучены напрасным трудом, хотя бы они не знали этого: я имею в виду тех, кто делает целью своей жизни личное счастье. Есть много тех, кто разочарован этой торговлей себе в убыток. Я не говорю о сладострастниках или о тех, кто своим пустым сердцем целиком предан этому тщеславному миру, но имею в виду серьезных и вдумчивых людей, содержание жизни которых определяется тем не менее стремлением к личному счастью. Они с нетерпением ждут, как чего-то само собой разумеющегося, неких великих дел и ярких этапов жизни, как вещей обычных и нормальных. Часто, в самом деле, их цели и желания очень разумны; иногда, к сожалению, они вроде бы здравы. Они выбирают то, что им кажется чистейшими источниками жизни, из которых можно утолить свою жажду счастья, хотя на самом деле это не более чем разбитые водоемы. И тем не менее им всегда не хватает чего-то такого, без чего их существо не является полным. Они находят, как им кажется, многие способы удовлетворения этой жажды своего сердца, которые столь же многообразны, как их душевные движения, но поскольку все они имеют преобладающее желание быть счастливыми и выбирать свое счастье, следовательно, они полны разочарований, постоянно испытывая какие-то провалы, которые становятся очевидными на распутьях их жизни. Этот тростник ломается, когда они пытаются опираться на него. Они не могут понять, что не стоит особенно полагаться на этот изменчивый мир, и вверять ему то, что им дорого; и поэтому они трудятся, стараясь добыть вокруг себя хрупкое счастье, которое внезапно начинает разваливаться на части и, наконец, гибнет; и даже после этого, уже с истерзанным сердцем, они не становятся мудрее и вновь принимаются за то же самое. 

Из того, что уже было сказано, следует ясно: во-первых, что все наши волнения и усталость обычно исходят от нас самих. Это либо рабство у тирании греха, либо бич нераскаянной памяти, либо потворство своему капризному, непримиримому характеру, либо лесть самим себе и чувствительное тщеславие, либо недовольство тем, что мы есть, либо бессмысленное стремление к тому, что Бог не благоволит нам дать, либо жажда земного счастья со всем нетерпением сердца, которая на самом деле возникает из подспудного сознания, что мы жаждем того, что бы это ни было, чего земля не в состоянии дать нам. 

Кроме того, все эти люди, утомленные и измученные, хотя бы они трудились день и ночь, никогда не достигнут того, ради чего они и им подобные прилагают такие усилия. Если бы они, попав в такое рабство и поддавшись чарам разрушительного обмана этого мира, хотя бы отчасти могли добиться того, чего хотели, они нашли бы своим душам покой. Но пока они трудятся ради своих злых или тщетных желаний, Бог не даст им покоя; если же Он даст им его, то не иначе как уведя подальше от подобного рода удовольствий. 

Еще раз: именно так мы убеждаемся, что только в Иисусе мы можем найти покой; то есть только узнав о Нем, доверившись Ему и начав жить для Него, мы можем найти освобождение от причин нашего беспокойства и по-настоящему отдохнуть в глубине Его бессмертия. 

Основная и изначальная вина, присущая всем нашим стремлениям к покою, такова, что мы забываем, что мир с Богом и очищение нашей природы, является непременным условием для нашего избавления. Здесь люди спотыкаются на самом пороге, и только Христос может помочь нам сделать первый шаг. "Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем". 

Первым шагом к покою будет иметь прощение в пролитой Крови Христа, и иметь Его ум, обновляющийся в нас. Таким образом мы будем избавлены от самих себя. Даже если бы люди могли получить все, ради чего они трудились, счастье было бы от них далеко как никогда; оно уходило бы от них, как линия горизонта, которая вроде бы приближается, ни никогда не достижима. В самый разгар успеха горечь падшей природы будет подниматься на поверхность и портить всю радость. 

Какая тревога иногда появляется за вроде бы радостным взглядом счастливого мирского человека! И даже если она исчезает, чувство изменчивости судьбы продолжает хмурить его лоб. Существует червь, который не умирает и точит своей печалью мир, весь пронизанный смертью. И только добродетель, которая исходит от Христа, может исцелить печали нашего естества. Ничто, кроме набожной жизни покаяния и самодисциплины у подножия креста Его, не может освободить нас от самих себя. 

Ищите же прощение и дар сокрушенного сердца! Просите у Него, пока не услышите слова мира: "Прощены тебе грехи твои". Пусть Он возложит на вас то сладкое иго, о котором Он учил на горе! Блаженны нищие духом, скорбящие, кроткие, голодные и измученные жаждой правды, милостивые, бедные, миротворцы, преследуемые! Пусть Он изменит самую глубину вашей души Своим дыханием. Когда вы падете пред Ним, пусть Он озарит вас светом Своего лика, который преображает всех, кого он озаряет, в подобие Его! Будьте уверены, что только в Нем глубинная тяга нашего бессмертного существа может найти достаточно, чтобы действительно удовлетворить нас. Он таким образом создал сердце человека для Себя, что оно мятется непрестанно, пока не находит покой в ​​Нем. 

Вот главная причина для всех земных разочарований. Люди выбирают не истинное, а ложное, обманчивое счастье. Они выбирают вещи, которые не имеют ничего сродни их бессмертной природе. Все земные вещи слишком безжизненны и скучны для сердца духовных существ. Что-то выше и чище их, более глубокое и серьезное необходимо для возрожденного человека; ни от чего, что ниже этого, разумный человек не может ставить в зависимость полноту своего счастья, и когда люди выбирают даже лучшие из земных вещей, чистейшие и самые высокие, такие, как интеллектуальные занятия, или семейное счастье - все это оказывается переменчивым и мимолетным. Очень быстро мы перестаем насыщаться этим. Постоянно возникает мучительная тревога, которая пронизывает все такое счастье в лучшем виде. Даже когда Бог не забыт, этого не достаточно; и без Него все это остается захватывающей, но пустой мечтой. 

Пусть же люди поймут правоту псалмопевца! "Утешайся Господа, и Он даст тебе желания сердца твоего". Не в человеке может быть цель нашей жизни, но лишь в Боге, иначе никакие наши цели и стремления не будут достигнуты. Если же мы полагаем их в Боге, они исполнятся целиком. Если наше счастье в Нем, мы будем счастливыми; если нет, нам постоянно будет не хватать чего-то, что Бог - на самом деле в Своей любви - удерживает от нас. 

Бог желает нашего счастья. Как Он не находит никакого удовольствия в смерти грешника, Он не находит его и в печали людей. Возможно, Он желает вам счастья не на ваших путях. Время и способ Он оставляет в Своей власти. 

Счастье - это не прерогатива богатых; бедные могут иметь его больше. Оно не только для тех, у кого много прекрасных друзей; самые одинокие люди могут обрести его более глубоким. Счастье - это внутреннее благо, и оно изливается тайно в сердце любовью Христа. Те, кто выбрал Его, имеют много больше тех, кто предпочел иные блага. Им Его достаточно, хотя они могут этого и не чувствовать; но то, что они имеют, освещает и согревает их больше самых близких и осязаемых вещей. 

Поэтому давайте выбирать смело. Выбор придется делать в любом случае. Даже при самых серьезных колебаниях так или иначе чему-то придется отдать предпочтение. Тысячи других вещей манят вас обещаниями, но только Он может дать покой. Выберите лучше сидеть у Его ног, нежели быть богатым, высоким, процветающим или полным ярких земных надежд. Пусть для вас будет предпочтительно сидеть в одиночестве перед Ним, нежели быть в счастливой толпе, где Он никому не нужен. 

Жизнь очень коротка, и этот мир уже клонится к закату для нас. Братья, выберите смело жизнь, посвященную Христу. Пусть Он будет для вас выше всего и единственной ценностью. Слушайте Церковь, говорящую: "Возлюбленный мой, и я Его". В этом мире вы висите на волоске; вы можете пытаться добиться в нем каких-то целей, но вашей душе нужно только принять иго Христа навсегда. 

И выбрав смело, закрепите свой добрый выбор настойчивостью. Много раз ваше сердце будет страстно желать чего-то своего. Много раз вы будете бояться выходить в одиночестве в пустыню. Для вас это покажется чем-то странным. Возможно, порой ваша воля будет ослабевать, и вы захотите взять назад свой выбор и оставить свои решения. Но это не только ваш путь. Это является общим для всех, кто посвящает себя по-серьезному. Только будьте тверды, и вы сможете вздохнуть более свободно, и стойко идти по узкой тропе среди этого изменчивого мира. Чем больше посвящены вы Ему, тем свободнее вы будете от всех волнений и раздражений, тем безопаснее, тем сильнее, тем счастливее. 

Это правда, что преданная жизнь нелегка. Но в ней есть несравненное блаженство.Она тяжела, потому что ведет к совершенству, а Бог удивителен в Его совершенстве. Страх отказаться от того, что мир считает самым дорогим, может побудить вас нести Его иго в тайне. Вы поступите хорошо, если будете скромны и не огласите свои дела молитвы, милостыни и милосердия. Но лучше связать себя клятвой Ему, нежели быть свободным для заманчивых надежд этого мира. 

Братья, вы счастливы сейчас? Если нет, то почему? Скорее всего потому, что вы жаждете чего-то без преданности. Что-то ниже Христа - ваша цель в жизни. Вы беспокойны, потому что вы не достигли этого, но если у вас в руках есть самое главное, вы убедитесь, что ничто больше не сможет удовлетворить ваше сердце. "Марфа, ты заботишься и печешься о многом, но одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее".

Комментариев нет:

Отправить комментарий