11 июня 2016

Роберт Хокер. Уверенность и возрастание в благодати (1810)

Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего;

они и в старости плодовиты, сочны и свежи.
Пс.91.14-15


Я не знаю, поражало ли вас когда-либо значение, которого поистине заслуживает эта тема - дивный порядок великого замысла и домостроительства искупления человека. На самом деле мне непросто сказать, чем я восхищаюсь больше всего - удивительной милостью, явленной в самом этом деле, или вечной благодатью и милосердием, которые проявляются изо дня в день в сердцах тех, кто стал счастливым причастником этой милости. И я не знаю, что более утешительно для нас - сам интерес, который Бог имеет к Своему народу, или та благодать, что проявилась в созидании искупления и непрестанно проявляется в подтверждении его. Безусловно, самое высокое счастье для нашего ума - наблюдать за водительством благодати и следить за ее непрестанным возрастанием в ее многоразличных делах.


Представляется, что милостивый Автор всех благ решил, что для того, чтобы сделать души по-настоящему счастливыми, недостаточно ничто меньшее, нежели научить их тому, что они пребывают в вечном интересе своего Господа. Благодаря обязательствам Иеговы в завете Его люди надежно пребывают в Его руках, через нашего всемогущего Посредника и Устроителя этого завета. Но кроме этого, Бог открывает еще один источник самого сладкого удовольствия, а именно дело Его Святого Духа в сердцах и созревание семени благодати, насажденного Его собственной всемогущей рукой, семени, за которым Он ежедневно ухаживает и взращивает его Своей всемогущей силой, и на этом пути являет различные свидетельства Своей любви через весь ход времени в вечность. Это сумма всего содержания святой Книги, которую Он вложил в наши руки, и если мы способны полностью прочесть ее и понять в сердце своем, это даст нам ту радость, которая очень правильно названа "неизреченною и славною".

Такие наблюдения, как эти, а также мысли обо многих других драгоценных вещах возникают в моем уме по поводу этого драгоценного псалма, из которого они взяты. Это поистине псалом или песнь субботнего дня, и какой еще из псалмов более сладок и более подходит для службы в День Господень, чем эта праздничная хвала Господу? Что сильнее пробудит в нас стремление сердца к Богу, чем этот рассказ о Его верности? Самый действенный для нас способ довериться завету Божию в отношении будущих благ - это посмотреть назад и вспомнить Его прежнее благоволение. И какое упражнение в благодати будет больше способствовать молитве, чем приближение к Господу с хвалой?

Текст этого дивного псалма содержит столь многое, что я боюсь, что даже без пространного введения мы вряд ли найдем время, чтобы раскрыть его в полноте нашему взору. Если Святой Дух желает передать Божественные истины нашему уму, то Бог благоволил использовать множество метафор и образных выражений для этой цели. Наш Великий Учитель, научая Своих людей, всегда использовал некие образы, иллюстрации и притчи из природы и людской жизни, чтобы лучше объяснить Свое учение о благодати. Представляется, что все царства растительного и животного мира и почти любые дела человеческие могут содержать образы, правильно передающие важные истины спасения.

Среди многих примеров такого рода, из природы и человеческой жизни, которые Дух благоволил использовать как иллюстрации к объяснению Божественных вещей, посадка или насаждение не раз упоминаются в Писании, ибо это очень частый и хорошо известный процесс, и не только распространенный, но и красивый, если Святой Дух так часто упоминает его. Так Он сравнивает людей Божьих с прекрасными деревьями праведности, насажденными не просто в полях или садах, без особой цели, но во дворах дома Господня, где они, несомненно, будут всегда на виду, будут защищены и смогут процветать в столь благодатной почве. И вопреки природе - а это очень характерно для всей работы благодати - они лишь возрастают и пышнеют с течением лет, и даже в том возрасте, в котором в противном случае они могли бы уже клониться к упадку. "Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего; они и в старости плодовиты, сочны и свежи". Это образ потрясающей красоты, и очень емкий, ибо он предназначен для того, чтобы передать благословенное действие благодати в сердце. Эти деревья, как сказано, "насаждены", они не растут сами, но посажены, и той природе, которая сама по себе дика и мрачна, когда она произрастает в пустыне, милость Божия придает новое и сладкое качество, тогда как "вереск в пустыне не увидит, как придет доброе" (Иер.17.6). Природа же, если она плодоносит, может приносить только "плод виноградной лозы Содомской и полей Гоморрских, виноград которых - желчь, а лоза - горечь" (Втор.32.32 KJV).

Кроме того, эти деревья - не только насаждение Самого Господа, вырванное Им из природы, но они взращены Им Самим в святой ограде Его дома. Иначе говоря, они взращены в Божественном присутствии и живут под Его непрестанным расположением. Сам Господь сладко говорит нам о Своем старом винограднике, намекая на это счастливое состояние: "Он обнес его оградою и очистил его от камней" (Ис.5.2); так Он намекает, что Он всегда окружает Своих людей заботой и защитой, чтобы ничто извне не приносило им вред и боль, и забирает у них каменное сердце, чтобы ничто изнутри не препятствовало их плодоносности. И таким образом все истинные верующие, как деревья, взятые из дикой пустыни природы и насажденные в доме Господа, взращиваются Им в изобилии благодати и среди постоянных проявлений Его присутствия, которое одаряет их светом и тенью, облаками, росой и осенним дождем с неба, чтобы они были полны и процветали.

Но что здесь самое поразительное, и особо заслуживает нашего внимания - это то, что в этих великолепных выражениях, описывающих работу благодати, столь дивную, потому что они чужда природе, говорится о процветающем состоянии этих деревьев и в старости. Это то, что полностью сверхъестественно. Во всех вещах природы есть рост и развитие. После времени зрелости неминуемо следуют бесплодие и тление. Но по благодати деревья, насажденные Господом, обретают расцвет и тогда, когда природа приходит в упадок. Есть люди Божии, которые приносят самый сладкий плод в пожилом возрасте. Их последние дни - это их лучшие дни. Мы можем использовать и другой образ, не менее прекрасный: шар заходящего солнца все более сияет золотом, чем ближе он к тому, чтобы скрыться за горизонтом; так, когда святой приближается к кончине, иногда он больше сияет благодатью, и более изобилует силой и сладостью свидетельства жизни Божией в душе его, чем за весь многолетний опыт его верности, и порой его последние мгновения на земле могут дать более драгоценные свидетельства жизни его веры, чем все остальное прошедшее время его жизни. Подумайте об этом, мои отцы в доме Божием! Когда здоровье и силы, и друзья, и жизнь, и все остальное уходит от вас - просите Бога, чтобы Он дал вам все большее познание Своего завета, любви и верности, все большую веру и свидетельство правды, как она есть в Иисусе! Это будет на самом деле принесением плода в пожилом возрасте, когда дар благодати в вашем сердце сможет обновить все вокруг вас. И, конечно же, главным вашим желанием при кончине должна быть возможность положиться верой на обетование небес, прежде чем вы приблизитесь к ним. О, как славно свидетельство тех веков, когда дорогие пожилые святые Господа всей душой тянулись, как магнит, к Господу Иисусу тем сильнее, чем быстрее они приближались к Нему; и так росла их тоска, и усиливалось доверие к Его верности, так что их души опустошались от всего своего и наполнялись тем, что приходило свыше. И наконец, когда приходил момент, они не просто умирали, как Моисей, пред Господом, а поистине сладко засыпали на груди Иисуса.

Вот о чем с величайшей пользой говорит нам Божественное учение этого псалма. Ничто не может быть более драгоценно для Божиих людей, которые уже вкусили благодать, будучи насаждены в доме Господнем, чем видеть ту безопасность, которой они обладают от Господа, и иметь уверенность, которая им обещана в предстоящие им дни. И в то же время все сказанное говорит нам о том, что вся плодовитость святых зависит от Господа, и обретается ими лишь под Его уходом. Это должно убедить неосвященные умы в том, что если они не будут оторваны от почвы природы, от своего растленного характера, и не будут насаждены благодатью в доме Господнем, "их корень будет как гниль и цвет их разнесется вверх, как пыль" (Ис.5.24 KJV).

Говоря на эту тему, я буду лишь следовать прекрасному порядку, отмеченному святым писателем, который сначала упоминает насаждение святых в доме Господнем, а затем описывает плодоносность, вытекающую из него. Именно так построен текст, и потому я могу обратиться к двоякого рода слушателям, которые могут извлечь пользу из нашего обзора. Есть некоторые, что уже насаждены Господом и перенесены им из пустыни во дворы Его, тогда как многим другим еще предстоит пройти путь исследования и найти свидетельства того, что они лично заинтересованы в этом драгоценном учении Писания, и убедиться, что они действительно есть деревья праведности, насаждение Господа во славу Его (Ис.61.3).

Во-первых, давайте поразмыслим о важном учении, переданном Церкви через этот образ посадки. Писание полно самых прекрасных фигур речи, и особенно велико их многообразие в таком предмете, как наш союз с Господом Иисусом, как великим Главой Своей Церкви, союз, являющийся единственным средством участия во всех Его дарах и милостях, которые истекают от Его Личности к Его людям; ибо необходимо, чтобы эта истина была четко объяснена, чтобы мы могли обрести более живое убеждение в ней. Поэтому сказано, что истинные верующие в Иисуса Христа через работу Вечного Духа соединены с Ним, как ветви с лозой, и являются живыми членами Его мистического тела, будучи привиты к Нему, как дикая ветвь. Также они построены на Нем как на Краеугольном камне, и они, как живые камни, составляют святой храм Господа, жилище Духа Божия. Они состоят в мистическом браке с Ним, и если Его Дух работает в сердце каждого из них лично, они пользуются всеми преимуществами этого союза. Я использую все эти образы - а все они взяты из Писания - чтобы прояснить всю глубину учения, передать которое они предназначены. И вы можете видеть, как, используя все их многообразие, священные писатели восполняют недостаточность одних образов, используя другие. Так обстоит и с посадкой: разве этот образ не описывает то изменение характера, которое благодать производит в сердце, и разве образ прививки не описывает обращение? Именно таким образом истинные верующие во Христа представлены как удаленные из пустыни, из природы, и насажденные во дворах Господа, так что в ходе этой великой работы, их природа возрождается, и они формируются заново, во Христе Иисусе. Привитые к Нему таким образом, они получают от Него и всю свою жизнь, и влагу, и плодовитость. Они обретают в полном объеме все питающее их души общение, и то единство и близость, которые с трудом можно описать словами. От Него, говорит апостол, "все тело, составами и связями соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим" (Кол.2.19). И это удивительное действие Божие содержит в себе все необходимое, чтобы сформировать наш ум, насадив его во дворах Господа, так что Его суверенная власть сверхъестественным образом мало-помалу совершает это.

Действительно, сама идея насаждения сразу передает полное свидетельство того, что мы в этом действии должны быть целиком пассивны. Ибо если истинные верующие в Иисуса Христа подобны растениям, растущим не на своей изначальной, естественной почве, то только Бог может исторгнуть их из нее и насадить заново в доме Своем. Апостол Павел так проиллюстрировал это действие суверенной благодати, со своей обычной элегантностью приводя образ дерева, дикого от природы, и вопреки этой природе привитого к дереву культурному. Апостол обращается к Церкви язычников, которую Бог уже насадил в Своем саду: "Ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины" (Рим.11.17). Нет более счастливо избранного образа, который отражал бы жестокое состояние нашей падшей природы, чем оливковое дерево, растущее в пустыне диким и необработанным и способное стать добычей зверя и злого человека. И ничто не могло бы более поразительно прояснить, что восстановление такого дичка может совершиться лишь всевластной силой и благостью Божией, которая должна не только исторгнуть одичавшее дерево из почвы, но и привить его к дереву хорошему! Это то, что превышает не только возможности, но и желание, и сознание необходимости такого дела в человеке. Вся наша падшая природа пребывает в противостоянии Богу; она нуждается в прежде всего в удалении такой наклонности. Каждый человек от рождения в силу своей растленности показывает, что он не просто насыщается чем-то плохим, или что развращены какие-то черты его характера и ума, но сам этот характер и ум в основе своей гниль, а сердце исполнено растления. Возможно, братья мои, вы никогда не рассматривали этот вопрос таким образом, и, следовательно, вам не так легко прояснить его для себя. Но если Бог Святой Дух любезно снизойдет к вам, чтобы стать вашим Учителем, вы откроете, что нет выражений достаточно сильных, чтобы передать реальное положение человека в его нагой и непокрытой, невозрожденной природе, прежде чем это благодатное действие Божие совершится в его душе! Все его понимание есть тьма. Его ум - вражда против Бога. Его воля непрестанно упряма. Его чувства беспорядочны. Все его сердце, насквозь проникнутое страстями, "лукаво и крайне испорчено". И эти черты падшего человека присущи всем людям и каждому из них. Они проникли во всю человеческую семью. Это всего лишь небольшой образ человеческого бытия в его нынешнем падшем состоянии, которое сформировало все его неприглядные черты.

И, следовательно, замечательная перемена, которую всемогущая благодать совершает в сердце, должна выражаться в достойных образах. О святых сказано, что, будучи некогда тьма, теперь они свет в Господе. Их ум, который некогда был враждой против Бога, чувствует теперь любовь к Нему. Их мятежная воля приведена в плен послушания Христу. Их чувства, которые постоянно были заняты грехом и растлением, ныне находятся под влиянием Духа и приносят плоды благости, праведности и истины. Одним словом, Бог дает им сердце новое, и с ним меняется весь человек. "Старое прошло, теперь все новое" (2 Кор.5.17). Эти сладкие плоды не имеют никакого отношения к исходному состоянию природы, они целиком взращены благодатью; это насаждение, которое взято в бесплодной пустыне, чтобы стать деревом праведности в доме Господа.

И самым благословенным свидетельством истинности этого учения является то состояние, когда сердце любого верующего находит правоту сказанного о нем в своем собственном опыте. Если вы можете взглянуть назад и посмотреть, чем вы были когда-то, посмотрите же на то, чем вы, милостью Божией, стали сейчас. Пусть ваша душа осознает, что она была взята и насаждена в доме Господнем Его вечной милостью, и все, что она имеет, она получает в общении с Ним как своим Главой. Благословен Бог, есть некоторые, и их, я надеюсь, не так мало, что знают, насколько они зависят от Иисуса - как потоки от источника, как растения от лучей солнечного света! Вполне разумно, что как физическая жизнь в нас день за днем поддерживается хлебом тленным, так духовная жизнь души питается сладким потоком благодати, который она непрестанно получает от своего Главы. Не будь этого союза со Христом, мы не имели бы ничего от Его даров. Ибо наша душа должна быть насаждена в доме Господа и привита к истинной виноградной лозе Христа Иисуса, чтобы она могла приносить плод Богу. Текст ограничивает Божьи благословения этим обетованием, и здравый смысл ограничивает их этим драгоценным насаждением. Те и только те, что насаждены в доме Господа, цветут во дворах Бога нашего. Они и в старости плодоносны, сочны и свежи.

Должен ли я просить вас сделать паузу после этой части нашего рассуждения, прежде чем мы перейдем к тому, что было предложено обдумать далее, чтобы каждый мог прилежно задать себе вопрос: произошла ли эта благословенная работа в его уме и совести? Озабочены ли вы, братья и сестры, тем, чтобы знать ваше состояние в том, что единственно имеет значение? Готовы ли вы убедиться в этом? Пересадка растения из одной почвы в другую не более заметна, чем изменения в сердце, совершенные работой благодати. Те, что насаждены в доме Господнем, покажут, что они прижились в нем. Они жаждут присутствия Божия; они знают, есть оно с ними или нет, и осознают небесное влияние. Сладкое единство между облагодатствованной душой и милостивым Богом решительно свидетельствует, когда благодать в нас в упражнении, и когда это не так, и это столь же заметно, как смена дня и ночи или времен года. Тот разумный рост, который обещан нам в этом тексте, не будет найден в равной степени во всех; он дается в некоторой доле, в меру благодати, и все же он отличает тех, кто находится в святой ограде благодати, от тех, кто этого лишен. Братья мои, понимаете ли вы это? Знаете ли вы какие-либо доказательства в вашем собственном опыте, что вы перешли из смерти в жизнь? Знакомы ли вы с той жаждой души по Богу, о которой Давид говорит, что он жаждет Его, как в пустыне, в сухой земле, где нет воды? Можете ли вы описать свое приближение к Богу после того, как вы пережили, как вы далеки от Него? Могли ли вы наслаждаться светом Его лица и оплакивать Его удаление, и ждала ли ваша душа Господа "более, нежели стражи утра" (Пс.130.6 KJV)? Пусть эти и тому подобные вопросы будут заданы вами разумно и всерьез, и это вскоре позволит любому человеку обнаружить то, что он должен знать прежде всего - то есть, действительно ли он заинтересован в тех благословениях, о которых говорит этот псалом, и испытал ли он животворную работу Божию в своем сердце. Позвольте мне еще раз повторить то, на чем я уже заострил внимание прежде, чем задал эти вопросы: наш личный союз со Христом есть необходимое условие для сообщения нам всех Его милостей, и из его опыта следует вся сладость и полнота благословенного обетования Писания: "Я живу, и вы будете жить" (Иоан.14.19).

Я перейду теперь к следующему моменту этой темы, а именно покажу, как уверенность вытекает из плода, о котором я сказал. В самом деле, ничто не может утверждаться более решительно, чем то, что верующие находятся в состоянии жизненного союза с их Всемогущим Главой, и именно тогда они возрастают в Нем. Это означает, что они живут под Его непосредственным влиянием. Существует прекрасный порядок работы Святого Духа в сердце, который, если действительно благодатные души будут больше держать его в поле зрения, породит в них много большее утешение, и их уверенность не будет убавляться. Если Святой Дух однажды вводит душу в этот сладкий союз с Господом Иисусом, мы начинаем непрестанно черпать жизнь от Его полноты. Иисус - это действительно сама жизнь нашей души. Он поддерживает нас не менее, чем спасает. Поток не так зависит от источника, а дерево - от своего корня, как возрожденная душа зависит от своего Главы. Таково первое и главное следствие нашей жизни в Нем; и потому все наше общение с Ним является постоянным, неустанным и вечным. Как ветвь никогда не перестает получать сок и влагу от лозы, с которою она соединена и от которой она получает свою жизнь, так верующий ни на одно мгновение не перестает восполнять жизнь своей души, питаясь от Того, Кто Сам, объясняя эту драгоценную близость, говорит: Я есть лоза, а вы ветви. И то, что вводит нас в эту зависимость - это работа Бога, Духа Святого, Чье благосклонное служение от первого до последнего раскрывает душе ее нужды и заставляет ее искать восполнения во Христе. Это Он открывает верующему его нужду в Искупителе и Его полноте, а затем приводит его к Иисусу. Таким образом, постоянно питаясь от Господа, верующий ежедневно возрастает в благодати, в знании, в послушании и в любви, в Личности и характере Господа Иисуса. Ничто иное не может сохранить душу смиренной, и придать ей ежедневное чувство своей недостаточности. И никакое сердце не полюбит Искупителя больше, чем то, что ежедневно и ежечасно восполняет от Него каждую свою нужду. И таким образом, когда Бог Дух совершает эту Свою благословенную цель, и вкладывает в нас Свое Божественное учение и духовное расположение ожидать Господа и чувствовать постоянную зависимость от Него, верующий чувствует на опыте правоту слов апостола, что сила Христова почиет на нем, и эта сила совершается в немощи. Он буквально радуется своей пустоте, потому что она может позволить себе вкусить сладость наполнения Иисусом. И, каким бы парадоксальным это ни показалось миру, когда он слаб сам в себе, тогда он наиболее "силен в Господе, и в силе могущества Его".

Это и значит - процветать во дворах Бога нашего. Это должно принести плоды в старости, когда наш земной корень все больше и больше распадается. Это и есть рост в благодати и в познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Благодать - это принцип смирения. Душа, что растет в благодати, умаляется. Она падает ниже чем во прах перед Богом, в знак глубокого унижения, в раскрытии все более полного представления о своей растленной и грешной природе. И она продвигается также в познании своего Господа и Спасителя; она все больше и больше видит Его красоту, ощущает Его полноту, достоинство и богатство, как Спасителя бедных грешников. Возрастая в благодати, душа все более постигает Его любовь, и возрастая в познании своего Спасителя, она становится все более очарованной Его Личностью и характером. И, таким образом, благословенный Дух научает верующего, каким образом он может "исполниться всею полнотою Божией".

Братья мои, были ли вы таким образом научены Богом? Есть ли у вас этот опыт возрастания в благодати? Будьте уверены, что только он вам понадобится. Люди могут представлять себе что им вздумается о святости, присущей творению; но это мнение - не плод Божественного учения, а высокоумие человеческой гордыни. Не забывайте самого главного: отличительное служение Бога Святого Духа - это прославлять Иисуса. Но никто не может прославить Иисуса как должно, одновременно превознося тварь. Тот, кто пытается возвысить тварь, соблазняемый своими фантазиями, всегда думает, что он имеет в себе некую святость. Он обращается к обязанностям и церковным установлениям, рассчитывая осуществить свои дары и в то же время украсить себя для Бога. Но учение Святого Духа полностью противоположно этому. Он показывает грешнику, как он наг пред Всемогущим, лишает его всякой мнимой святости, и приводит нагим ко Христу, Который облечет грешника одеждой праведности. Та же благодать, что убедила его, насколько он пуст, приводит его к Иисусу, чтобы исполнить Его полнотою. Она учит его, как израильтян в пустыне, что Хлеб живой, которого манна была прообразом, вновь подается чистым и свежим каждое утро. И Тот же самый благословенный Наставник, Который оставил грешника с пустыми руками и не дал ему ничего, чтобы рекомендовать себя Богу, говорит ему, что у него нет ничего, совершенно ничего, чтобы принести от себя. О, как сладко и благородно это научение от Бога! Я молюсь Ему, чтобы вы научались этому все больше и больше от нашего великого Учителя. Вот вершина небесного учения, вот наибольшее знание и смирение всякой науки. Будь у меня все знание вселенной, знание всех наук и искусств - я с удовольствием отказался бы от всего этого, будь у меня возможность этим пожертвовать, чтобы постичь как можно большую глубину в этих двух великих правилах Божественной жизни: познать свою собственную пустоту и самодостаточность Иисуса. Вся работа Святого Духа для нас сводится к тому, чтобы непрестанно жить полнотой Христовой.

Но в то время как я говорю о блаженстве тех, кто может в своем опыте ежедневно переживать это обетование, и кто будет процветать во Христе и в старости - я не должен забывать, что очень возможно, что здесь есть некоторые скорбящие души, которые, не находя в себе такого возрастания, будут склонны подвергать сомнению каждый принцип их веры, и сомневаться в том, есть ли и была ли у них когда-либо жизнь Господа. Ободритесь, братья мои! Само ваше беспокойство, вопреки всему, что вы можете подумать - это доказательство того, что у вас есть серьезные знаки работы благодати в ваших душах. Ваши страхи и тревоги на самом деле доказывают обратное тому, чего вы боитесь. Почему ваши тревожные опасения не могут как раз свидетельствовать о наличии благодати? Почему их не бывает у тех, в ком ее нет и кто ее на самом деле не жаждет? Почему вы можете радоваться от малейшего блеска надежды, мерцающей в ваших душах, и снова впадать в прежнее уныние, если эта надежда омрачается? Разве не благодать породила в вашем сердце ту жажду, которую вам, возможно, не удовлетворить так, как хотелось бы? Разве Искупитель не дорог для вас, как Искупитель Своей Церкви и народа, даже если вы не можете ясно подтвердить свой интерес к Нему? Разве вам не дорога Его Личность, не дороги и не наиболее желанны Его дары и милости? Вы можете колебаться и мучительно думать, есть ли у вас общение с Ним или нет; но какой бы слабой и неясной ни была в вашем уме надежда на то, чтобы иметь личный интерес к Иисусу и Его делу - скажите мне, разве вы могли бы отказаться от нее и решить, что у вас нет никакой надежды на Него? Братья мои, исследуя себя, помните об этом, и я осмелюсь полагать, что вы найдете драгоценные свидетельства там, где вы меньше всего ожидали их. Следует помнить, кроме того, что верующие в Церкви Христовой, как и растения, не могут все и всегда процветать с одинаковой силой и плодоносной. Мы знаем, что распределение духовных даров всегда многообразно, и один и тот же Дух "разделяет их каждому человеку, как Ему угодно". Церковь в Фессалониках процветала так обильно, что это побудило Павла к особой благодарности Богу. Мы обязаны, говорит он, "благодарить Бога всегда за вас, братья, как и должно, потому что возрастает вера ваша". Напротив, Церковь среди евреев возрастала так мало и слабо, что апостол прямо писал им, что они нуждаются в том, чтобы вновь постигать начатки учения Христова. Но тем не менее мы можем быть уверены, что обе эти Церкви испытали постепенный рост, хотя и не сразу и не в равной степени.

Я буду в высшей степени готов признаться вам, что ничто не может быть в равной степени желательно для души, чем возрастание в Боге. Но в то время как благодать побуждает душу к этому желанию все больше и больше, то наученный верующий в той же мере будет благодарным ей за все, что он имеет. Будет же удовлетворены любыми доказательствами, которые мы имеем, что мы действительно насаждены во дворах дома Господня и соединяемся со Христом Иисусом, как ветви с виноградной Лозой; слава Богу за эту дивную, отличительную милость! И, смиренно ожидая возрастания от Господа, и взыскуя Его в таинствах и церковных установлениях, не будем презирать никаких мелочей, ибо знаем, что Господь не желает этого. Вспомним также, что в благодати подобно природе. Хотя ветви дерева не все одинаково высоки и пышны, самые скромные из них, если они не отпали, в той же мере питаются от корня, как и самые сильные и высокие. И как сладко для души то, что Иисус заботится о самых измученных и слабых, зная, что они более всего подвергаются опасности! Вспомним красивейший образ Писания: Пастырь, Который ищет то, что было потеряно, исцеляет сломленных, укрепляет больных, берет ягнят на руки и водит дойных!

Я очень далеко удалился от того, с чего начал свою беседу, и должен теперь в заключение, не откладывая далее, привести практические выводы, вытекающие из всего сказанного. По своей обязанности я не смею закрыть тему, опустив хотя бы одно слово, важное для кого-то в собрании, в том числе для тех, кто не чувствует себя ныне заинтересованным в благословенном обетовании, о котором шла речь, и не видит в себе его результатов. Очевидно и без меня, что нельзя искать процветания и плодов, если самое главное не состоялось, если вы не насаждены во дворах дома Господня; глупо искать следствий без причины. На самом деле альтернатива ужасна, и Господь Иисус торжественно провозглашает ее: "всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится" (Мтф.15.13). Должен ли я поэтому просить вас, братья мои, еще раз подумать об огромной важности самого главного: чтобы вы посмотрели старательно, вкусили ли вы благодати Божией. Никогда не забывайте, что множество, или даже большинство людей лишены ее живительной власти, и хотя у них есть дождь и роса,они орошают лишь скалы и песок. Милостивый Боже, совершай, если на то есть Твоя святая воля, великую работу возрождения в сердцах некоторых, которые слышат меня в этот день! Секира уже лежит при корне дерева; пусть она не опустится в ужасном приговоре! Пусть это драгоценное обетование Израилю будет уделом многих и многих! Выведи их, и насади на горе наследия Твоего, во святилище Твоем, на том месте, которое Ты избрал для Себя (Исх.15.17). Пусть они будут деревьями правды, насаждением Господа во славу Его (Ис.61.3)!

Да будет позволено мне добавить нечто, для поощрения верующих, чтобы слабые и жаждущие души не отошли, не зная, есть ли у них личный интерес в сладком обетовании псалма, и не чувствуя, что оно исполняется в их опыте. Хотите ли вы этой жизни в зависимости от Господа, жаждете ли непрестанно пить от Его источника? Пусть же каждое упражнение в благодати ведет ваши души к Иисусу и все сильнее побуждает вас к тому, чтобы жить Его полнотой! Идите, ьратья мои, идите к Иисусу. Вот несомненная истина: что бы ни привело вас ближе к Нему, ваши благословения всегда превысят печали. В вашем сердце всегда будет место, которое заполнится бесконечной полнотой Творца, если всякая тварь опустеет. Пусть драгоценность Иисуса будет лучше всего известно вам, когда у ваших душ не останется ничего своего драгоценного. Каждый верующий может по крайней мере иногда чувствовать благодать во Христе Иисусе, когда Его благословения умножаются на нем. Вот дивное время для души, о котором говорит пророк: "Я буду радоваться о Господе, буду веселиться о Боге спасения моего", даже если смоковница не расцветет, а поля не дадут хлеба (Авв.3.18). Разве не исполнится это сладкое обетование: "Напою усталую душу, и утешу каждую душу печальную" (Иер.31.25 KJV).

Комментариев нет:

Отправить комментарий