10 июня 2017

Джеймс Пофэм. Возвращение блудного сына (1900)

Мы должны веселиться и радоваться, что брат твой сей был мертв, и ожил, пропадал и нашелся. Лк.15.32

Эта притча, как и все остальные, имеет одну конкретную цель или урок, преподаваемый нам. Вы никогда не будете в состоянии придать всем притчам равное значение, но вы увидите, как ведомые Духом, что каждая притча имеет один конкретный урок, наставление, которое, если оно открыто и приложено к сердцу со властью, обнаруживает некую определенную часть Евангелия, некоторые особенности совершенства Бога, некоторые конкретные цели, которые Бог имеет в виду. Цель этой притчи, как я ее понимаю - это урок доброты и любви Бога к Своим бедным, кающимся, возвращающимся детям.

Было очень много споров о том, кто в этой притче старший брат и кого он представляет, и я не намерен вступать в споры по этому вопросу, но ограничусь общим замечанием, что старший брат, как он предстает перед нами в этой притче, имеет, по моему суждению, больше признаков грешника, мертвого по преступлениям и грехам, чем все остальные. Он ссорится со своим отцом, он восстает против небесной музыки, он смеет говорить отцу, что никогда не нарушал никаких его наставлений. В нем царит зло и горечь, и негодование на младшего сына, который ушел богатым и вернулся бедным, ушел чистым и вернулся грязным, ушел хорошо одетым и вернулся в лохмотьях, ушел сытым и вернулся голодным, но вернулся с одной вещью в его сердце и на устах - с покаянием. Да сохранит нас Господь от таких вещей, что были на сердце у старшего брата!

Младший сын попросил и получил часть отцовского наследства, которую он считал своей, и, получив ее, он за несколько дней собрался и ушел в дальнюю страну, где на нем не было ограничений закона, его совесть была легкомысленна и мертва, и он быстро растратил это имущество на распутную жизнь. Гордость и сладострастие покорили его, и за несколько лет он остался нищим. Это наша природа, это наша практика, это становится нашим состоянием, и это очень серьезно.

Тогда в ту страну пришел великий голод, люди умирали. Но для Бога это было средство совершить Свою работу и привлечь Его детей назад. И этот бедный, изможденный блудный сын, оказавшийся в нищете, голоде и позоре, нанялся к уроженцу этой страны, который отправил его в поле пасти свиней. В беде его совесть стала живой, деятельной, сильной и честной. Если ваша совесть жива, если она говорит с вами, прислушайтесь к ней; не дай вам Бог затоптать свою совесть и попрать то, что она сможет вам сказать! Если она говорит вам, что вы ошибаетесь, послушайте ее; если он протестует против вашего поведения, послушайте ее; если он указывает вам на ваши грехи, посмотрите на них; если она говорит вам, чего вы алчете и жаждете, послушайте ее; если она начинает размышлять о благости Бога и вашем нечестии - послушайте ее! Работа совести - это дар Духа Божия душам грешников, проявление Его расположения к ним. Совесть всегда будет говорить правду, если она просвещена Духом Святым. Также воспряла и память грешника. Она представила ему отеческий дом, из которого он ушел, богатства, которыми он пользовался, и это побудило его задуматься. Какой контраст! Он теперь так голоден, что готов с удовольствием питаться кормом для свиней. Тот, кто был в достатке, довел себя грехом до такого состояния.

И когда он оказался в настоящей нужде, нищете и позоре, в отрепьях, среди неблагодарности и зла, в его воображении встал дом отца; его сердце вернулось туда, откуда он ушел, и он понял, как недостойно отнесся к отцу. Он говорит: "Встану и пойду к отцу моему". Чувствуете ли вы, насколько он изменился? И он продумывает признание и слова, с которыми он обратится к отцу: "Я согрешил против неба и пред тобою, и я уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих". Как верны эти слова! И тем не менее отец не захотел их слышать. 

В первую очередь я хотел бы сделать несколько замечаний по поводу состояния, в котором находимся мы все. Мы были созданы по образу Божию. Мы были богаты, обладали многими дарами, были наделены властью делать то, к чему обязывал нас долг перед нашим Творцом и Законодателем. Но вскоре мы стали недовольны и в результате пали, и следствием грехопадения стало состояние, в котором мы находимся, и если бы Христос не изменил это состояние, мы остались бы в нем на всю вечность. О, как горестно такое состояние! Как прекрасно иметь глаза, чтобы видеть то, что мы есть, иметь сердце, чтобы чувствовать то, что мы есть, иметь честную совесть, чтобы признаться в том, что мы сделали, и как прекрасно иметь благодать, чтобы выйти из нашего хромого и несчастного, жалкого, оборванного и позорного состояния! Младший сын не имел для себя оправдания, и это важно. Когда Бог имел дело с Адамом, тот нашел оправдание для своего греха. "Ты дал мне жену, она дала мне плод, и я ел". Какой жалкий предлог для греха! Но разве так не бывает и сейчас? Кто не оправдывает себя? Неужели и мы слепы? Мы никогда не были в рабстве! Такие отговорки существовали всегда. Самооправдания всегда изобилуют в плотском сердце во вражде с Богом. Блудный сын был не один, насколько эта притча показывает нам. Все, что он должен был сказать, все, что было у него на устах - это признание и единственная просьба. Ибо он понял, почему дошел до такого состояния.
Каким он вернулся? Как бедный грешник приходит к Богу? Через Дух благодати и умиления (Зах.12.10). Как вы управляете лошадью? Поводьями и уздечкой, и вы сможете направить ее, куда захотите. Как Бог имеет дело с людьми, которые приходят к Нему, чтобы они могли найти путь? Кто знает свой путь к Богу без научения? Таким образом, приходит обещанный Дух благодати и умиления, и грешники возвращаются, как блудный сын. Они не приходят незаметно; их видят, даже когда они находятся вдали, когда им трудно прийти, ибо они чувствуют стыд и боль и могут быть удивлены тем, что Бог доброжелательно смотрит на них, и не изгонит их, когда видит. Он смотрит на нас, как благой Отец смотрит на это возвращение сына, и видит его в состоянии горя и любви. Он не будет ждать его усталые шаги, чтобы добраться до двери, но идет ему навстречу. Его любовь никогда не ждет от грешников, чтобы они прошли весь мучительный путь, прежде чем она сделает шаг к ним. Любовь всегда делает шаг первой. Любовь привлекла блудного сына, обратила его, разожгла его совесть и направила его шаги, она вела его, и теперь она идет к нему навстречу. И вы, которые возвращаются, найдете, что это так, в один прекрасный день, пали вы однажды или отступили надолго. 

Наш текст является частью ответа отца неблагодарному старшему сыну: "Мы должны веселиться и радоваться". Существует веская причина для этого, сейчас подходящий случай. Что это за встреча? Я духовно понимаю это таким образом.

1. Это была встреча вечной любви с тем, кто возлюблен. Как Бог являет в этой встрече Свою любовь! Она является частью Божией благости, сообщаемой нам, и нет более подходящего для нее предмета в мире, чем блудный сын, поскольку все люди являются грешниками. Как же достойно Божией доброты общение с бедным, оборванным, несчастным, постыженным, но возвращающимся блудным сыном! Бог желает общения с нами, в Нем есть склонность к этому, и потому Он вступает в общение с человеком. Он может явить Свою любовь. "Любовью вечной Я возлюбил тебя, - говорит Он некоторым - и потому простер к тебе благоволение" (Иер.31.3). "Любовь Божия излилась в сердца Духом Святым". Не более естественно для солнца сообщать свой свет и тепло, чем для Бога сообщать Свою любовь. Не более естественно для рек течь в море, чем для реки Божьей любви течь к Его избранным. Бог благ и добр, и Он есть любовь. И Он не может, скажем с почтением, держать эту любовь в Себе. Он не будет этого делать, ибо она предназначена для людей, убогих, но избранных. Мы знаем: Бог благоволит к тем, кто рожден от Него, искуплен Им, оживотворен Им, избавлен от страданий, пустоты, голода и чувства вины, ибо Он есть Бог любви. Если ангелы, чистые существа, радуются на небесах кающимся грешникам, то насколько более радуется их покаянию Бог любви! Это великая тайна Бога, что Он принимает грешников и ест с ними, не гнушается ими. Это было бы великое испытание человеческой любви для любого отца - вернуть к себе домой сына, который потратил впустую все, что родительская любовь дала ему, вернулся опустившимся и оборванным, и принять его доброжелательно. Но такова любовь и слава Бога. Он почитает за честь для Себя простить грех. Он оправдывает нечестивого.

Как достойно Бога то, что Он радуется, когда его бедные дети приходят к покаянию! И это упрек законнической гордости - то, что Бог поступает так. Все мы имеем расположение к самоспасению, во всех есть какое-то стремление к тому, чтобы избавление пришло от нас самих. Эта притча упрекает его и говорит: "Нуждающиеся и нагие, вы не можете прийти слишком грязными". Нет более сложной вещи для бедного грешника, чем это, и особенно, если он потратил много усилий на идолов, и, будучи чадом Божиим, расточил впустую Его блага. У нас есть пример тому в пророчестве Иезекииля, где Бог говорит, что грешники украшают идолов золотом и серебром, делают им возлияния, украшают суету тонким льном. Да, для такого человека прийти с дерзновением - это не так-то просто! Некоторые из нас были столь глупы, что расточили весь елей и все сокровище, которое было когда-либо в наших сердцах; после этого прийти с дерзновением является одним из величайших дел веры, которое Бог никогда не позволит нам выполнить от себя. "Отец выбежал навстречу". Грешники, подумайте об этом, если можете! Как достойно Бога радоваться промотавшемуся, но кающемуся сыну и первым встретиться с ним, нищим, голодным, изможденным, пасть ему на шею и целовать его, ибо это Его сын и Он любит Своего сына!

И каким поощрением должна быть для нас в нашей боли и стыде эта история блудного сына! Любовь готова преодолеть каждую пропасть между Богом и Его детьми. Любовь сделает все, что потребуется для вернувшегося сына. Любовь, если можно так выразиться, считает позор и лохмотья ничем, но говорит: "О, добро пожаловать, мой сын! Ты был мертв, но сейчас жив; ты был далек, но Я приветствую тебя в доме своем; войди, войди же!". Здесь любят праздник; здесь Премудрость построила дом, здесь "ее семь столпов", что указывает на отсутствие возможных изменений в Боге. "Приходите, в этом доме вино, это дом пира". Любовь поистине достойна. Любовь должна быть возвышена и превознесена выше всего в этой часовне, потому что некоторые из нас являются одними из самых худших блудных детей, которых Бог, казалось бы, никогда не должен был вернуть - но вернул! "Мы должны веселиться и радоваться". Ангелы радуются, святые радуются, Отец, Сын и Святой Дух радуются: вот поистине сообщество радости! Это радость небес, радость в умах, радость в Духе, радость в Церкви Бога живого и все потому, что бедняга, который запятнал себя, и теперь презирает себя, и жалеет о каждом неправильном шаге, который он сделал, о каждой неправильной мысли, о каждом дурном слове, которое он произнес, о каждом плохом поступке, который он совершил, сожалеет и стыдится всего этого и возвращается - все это радость, великая радость, небесное веселье для сердца Отца, для сердца Сына и Духа, радующихся, что этот грешник вернулся, и не может быть слишком много этой радости. Трудно поверить, но это правда. Она вводит душу в глубочайшее восхищение и поклонение, сладко растапливает ее и утешает в любом горе, и повергает в глубины дивного смирения. Бог будет делать все это для вас, когда вы будете приняты Им. Пусть Он даст вам веру в это! Нам может быть не очень хорошо, когда мы вернемся, мы можем начать свой путь назад нищими и озлобленными, что и заметил старший сын - но, вернувшись, мы сможем радоваться на пиру Божией любви.

2. Эта встреча означала искупление Христово. Церковь, которая была куплена Его Кровью, должна быть освобождена от смерти, и она будет жить. Агнец Божий уделяет Себя бедным, измученным голодом грешникам, которые говорят: "Я согрешил, и отступил от правды, и не воздано мне". О, это праздник для вас, блудные дети, которые возвращаются со стыдом, страхом и болью, и вы видите, что это праздник вечного милосердия благословенного Агнца Божия. И Христос дает нам знаки Своей жизни, обладаем мы ими или нет: "Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни" (Иоан.6.53). Но когда бедняга оказывается голодным, когда никто не дает ему даже отрубей, обретает в своей совести, сердце и духе призыв к дому Отца, и хотя он, возможно, не смеет даже представить Бога Отцом, однажды он найдет этот праздник, ждавший его. Искупление делает это доброе принятие необходимым. Неужели грешник, купленный кровью, может быть отвергнут, возвращен обратно, если Святой Дух вложил в него молитву и моление? Никогда, никогда. Дай Бог тебе мужества, бедный грешник. Если ты уже состарился, и много раз впадал в отчаяние, тебе нужна поддержка. Каждое видение и чувство греха, обращенное к доброте и любви Божией, является более весомым, более вдохновляющим, чем первый взгляд, в котором мы обнаружили, что все это так. Но правда искупления должна вступить в силу в нашем уме. Искупленные Кровью Христовой должны быть в доме Христовом. Каждый, за кого пролита эта Кровь, должен быть очищен ею, и ничего против него не будет предъявлено ни в суде совести, ни на суде Божием. Нет также причин, по которым мы могли бы возбранить призванию Господа. Он говорит: «Это мой сын, мой любимый сын, для которого я пролил Кровь Мою, и потому он принадлежит Мне". Войдите же, благословенные Господом; войдите, искалеченные, хромые, слепые, придите, бедные, несчастные, придите, злостные должники! Каково Евангелие, открытое Богом на основании искупительной крови Господа Иисуса Христа! И если бы грех был в тысячу раз чернее и виновнее, чем он есть, он все же будет прощен глубоко кающемуся грешнику, который, будучи благословлен покаянием Духом Святым, приходит к Богу с молитвою и молением.

3. Эта встреча произошла, потому что блудный сын остался сыном. Он действительно сын. Кто-то может сказать: "Я боюсь, что не являюсь сыном, по крайней мере иногда я думаю так". Но каждый рожденный свыше является сыном, он рожден от нетленного семени, даже "от слова Божия, живого и пребывающего вовек" (1 Пет.1.23). Что Бог видит в сыне? Свою собственную природу: сыновья делаются "причастниками Божеского естества". Все Свое Он видит в Своих детях: "предопределил быть подобными образу Сына Своего (Рим. 8.29), и Бог это видит . 

Есть несколько вещей, которые я бы просто описал вам на данный момент. Во-первых, есть дух покаяния. "Встану, пойду я, прошу прощения за мои грехи". Разве это не опыт, который часто есть у вас? Но покаяние - это дар Спасителя. Некоторые из вас знают это. Для Отца Сын всего дороже, и вы будете дорожить Спасителем, когда покаяние работает в вас, делая ваш дух любезным, мягким и нежным. Бог смотрит на него, и эта радость Его достойна. Почему? Не Сам ли Он привел грешника к покаянию? Да, это так, но без Евангелия Он не дал бы ему покаяться. Кроме того, когда он раскаивается, то по Евангелию, и Бог принимает то, что Он Сам дал; во встрече Он радуется тому, что Сам сотворил. Он творит в нас покаяние Своим Духом; это прямое действие Духа Святого в грешнике, производящее покаяние пред Богом. Писание прямо говорит, что это дело Божие, и это должно быть проповедано. Евангелие учит покаянию пред Богом, и оно показывает также, что покаяние - это дар, и что само Евангелие работает в руках Духа. Некоторые люди думают, что покаяние - это нечто мрачное, но оно сладко, и это знают все, испытавшие его. О сладость покаяния! О сладость слез пред Богом, сладость чувства, что мой грех прощен - и Господь смотрит на нее! Он приветствует бедного грешника и говорит ему: войди! Пусть же Господь, приглашающий нас, скажет нам сначала: посмотри на себя; что мы в таком случае увидим? Ничего, кроме греха. Мы можем сказать: я чувствую глубокую печаль, что это так; я хотел бы, чтобы это было иначе; о, если бы я мог устоять! И Святой Дух видит, что Он вложил это в вас, что Он даровал покаяние, и что вы обрели желание того, что теперь на самом деле у вас есть.

И также здесь существует вера, истинная вера, "покаяние пред Богом и вера в Господа нашего Иисуса Христа". Вера имеет особое качество. Она идет туда, куда разум не может пойти, не может пойти законнический ум; она обращается к благословенному делу Иисуса Христа на Кресте, и она видит в Его Крови бесконечную ценность, и она начинает умолять Его. И отметьте: те, кто благословлен верой, которую они воспринимают в собственных душах время от времени, когда они упражняют ее, они находят бесконечное значение в смерти Христа. Вера будет работать здесь. Это ее работа - направить нас к искуплению и заставить просить его пред Богом. Так Кровь Христа становится для нас драгоценной Кровью, очищающей и подчиняющей грех, Кровью, соединяющей грешника с Богом. "Кровь Христа - драгоценная Кровь, очищающая от всякого греха, в этом нет сомнений". 

"Все грехи" - возможно, это только слово, но Кровь Христа принесет его в ваше сердце. Вы поверите в это. Как только этот молодой человек сказал: "Отец" - он был в доме своего отца. Что касается нас, то мы можем пасть на долгое время, но если мы можем сказать: "Отец", если мы можем по вере говорить о драгоценной Крови Иисуса Христа, если небеса есть для нас сладкая музыка, даруемая Отцом и приносящая бесконечное удовлетворение и сладкий мир совести - то наша встреча с Богом состоялась; мы имеем общение со Христом и Духом Святым, мы обладаем радостью Божьей, мы приступили к ангелам и духам праведников, достигших совершенства на небесах, и к святым в Церкви живого Бога на земле; мы едины с ними со всеми, едины в этом веселье, в этой радости, потому что куплены Кровью Христа и приведены в дом Христа, дом пира.

4. Эта встреча достойна, ибо благословенные приглашения и обещания Евангелия здесь начинают исполняться, и Слово Божие никогда не может быть нарушено. Поэтому, друзья мои, Бог говорит: "Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас". И это действительно правда. Ибо когда дорогой Спаситель видит кающегося грешника в подножии ног Своей небесной красоты и славы, это больше значит для Него, чем все дела творения и провидения. Я не преувеличиваю, говоря это, ибо "Он узрит подвиг души Своей, и должен быть удовлетворен" (Ис.53.11). Творение было созданием Его силы, Его болью. Почему Он может быть доволен такими негодяями, как мы? Но это Его честь - принятие грешника, Он считает за честь для Себя его простить, облобызать, одеть и благословить! 

5. И, наконец, эта встреча показывает великую перемену, происшедшую в блудном сыне. Он был мертв: да, мертв для всех, с кем он жил, и теперь он найден живым, живым ребенком. Какие изменения! И так происходит изменение в нас время от времени! От твердости до расплавления, от бунта к подчинению, от грязи в лучшую одежду, от сомнения к уверенности, от усталости от долгого пути - к "обуви готовности благовествовать мир" (Еф.6.15). Это видит новое творение Бога. Воля Божия призывает Его детей радоваться тому, что сделал Он, а не своему. "Радуйся навсегда в том, что Я создаю. Ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью" (Ис.65.18 KJV). И когда худшие из грешников, раскаявшись, возвращаются, это действительно совершается. Это великое, Божественное изменение есть дело Божие, во славу Того, кто творит его. "Тот, кто сотворил нас, - говорит Павел, - это Тот Бог, Который также даровал нам залог Духа" (2 Кор.5.5 KJV). Трудно поверить, что Бог может радоваться в нас, если мы видим себя, чувствуем наши грехи, смотрим на то, что мы были и что мы сделали, покрытые чувством стыда и вины - и это трудно, я говорю, чтобы верить, что Бог может найти благоволение в нас, и здесь со мной согласится любой и каждый, кто может сказать то же самое. Очень трудно иногда думать, что Господь никогда не может смотреть с радостью на того, кто вел себя так подло, так ужасно, так нечестиво. Но даже в этом случае Бог не просто смотрит на Свой народ с радостью - Его взор "на боящихся Его". И Он видит страх у бедного грешника, видит Его святой страх в его сердце, что чистый страх, что заставляет грешника сказать: «Я согрешил, я согрешил". 

Блудный сын не мог просить у отца внимания к себе; он говорит: прими меня в число наемников твоих. Это то же самое, как если бы он сказал: всем видно, что я в лохмотьях, я не гожусь для дома, что я не гожусь для общества Отца Моего, на мне грязные тряпки". Но отец, как я уже сказал, не переживает по этому поводу. О, говорит он, принесите лучшую одежду для моего сына! Мне нравится, как Харт пишет о блудном сыне: "Какую одежду приносит любовь, чтобы скрыть позор? Самую лучшую".
Небеса прекрасны. Они лучше, чем может придумать любая мудрость. Ничего лучшего не создали всемогущество и любовь; ничего большего нет в бесконечном изобилии. "И дайте перстень на руку его». Рука веры может быть без кольца в течение длительного времени, но в один прекрасный день она должна получить кольцо уверенности. "И обувь на ноги" - это то, что упоминается в Священном Писании как «обувь готовность благовествовать мир", обувь, подготовленная Богом. Божий мир в уме - это обувь, необходимая нашим ногам на каменистой дороге. Мы сможем перенести все беды, все трудности, имея мир Божий в нашей совести. "Принесите лучшую одежду, лучшую обувь на ноги, принесите перстень - сын вернулся оборванным, но живым и невредимым! Он потратил свои деньги, но у Меня есть больше - есть избавление и оправдание, и я одарю им. Он бессовестно согрешил против Моей любви, но эта любовь неизменна; пусть он знает и почувствует ее, давайте веселиться!". Так все пойдут на пир! Отец будет там, и Сын, и Дух будет там, и блудный сын будет по правую руку, и, чтобы стыд и страх ушли, Отец говорит: "Ешьте, друзья, и обильно пейте, возлюбленные!" (Песнь 5.1). Так Бог действует в Своих дорогих детях, и приводит их в это благословенное состояние. Я надеюсь, что эта притча может быть полезна для нас. Она в высшей степени подходит для грешников, и пусть она будет написана на скрижалях наших сердец, чтобы мы нашли ее в высшей степени полезной и утешительной. И даже если она не придет внезапной вспышкой в нашу душу - пусть она все же сойдет как роса, и будет падать, как мелкий дождь на траву. Пусть Бог даст нам силы понять Его замысел и благодарить Его за это. Аминь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий