10 июня 2017

Гилберт Биб. Покаяние (1865)

В ответ на запросы брата Сэмюэля Рикси из Колпеппера, Вирджиния, мы отметим, что хотя мы не очень знакомы со всеми теориями богословов по вопросу о покаянии, и, следовательно, недостаточно квалифицированны, но мы попытаемся последовать истине во всех своих утверждениях и пояснениях, и объяснить существующую разницу в употреблении этого понятия. Также мы готовы предоставить брату и нашим читателям в целом взгляды, которые мы вынесли из внимательного изучения Писания.

Слово «покаяние» или «раскаяние» используется в Библии в целом ряде значений, и применяется не только к людям, хорошим или плохим, но и к Богу. То, что оно не применяется к Богу в том же смысле, в каком применяется к человеку, явствует из того, что Бог не человек, чтобы Ему каяться. В 1 Цар. 15.29-35 сказано: "раскаялся Господь, что он сделал Саула царем над Израилем". Конечно, Бог не каялся, Он просто удалил грешника от престола и поставил на него другого. Применительно к Богу это слово не означает, что Он сожалеет о том, что Он сделал что-то неправильно, и даже не означает изменение Его мышления или целей, но, как мы полагаем, означает лишь изменение внешнего домостроительства Его попущения, в полной гармонии с Его вечной и неизменной целью. Если покаяние человека означает лишь скорбь и сожаление о своих грехах, то это не покаяние в евангельском смысле, но лишь благочестивая скорбь о грехах. В тексте, о котором говорил брат (Мк.1.15), это слово используется в проповеди Евангелия Царства Христова как такового, а не закона Моисеева, и это не покаяние по закону, но покаяние как подготовка к сердечному принятию проповедуемого Евангелия Царства. Если мы имеем в виду покаяние по закону, то мы должны прежде выяснить, требует ли и принимает ли закон покаяние. Это не в характере закона как такового – требовать покаяния. Закон Божий не требует просить прощения за грех, он просто запрещает грех. Он требует совершенства и неизменного послушания, и осуждает на смерть за первый же грех. «Могут ли наши слезы что-то изменить?». Те, что презрели Моисеев закон, умерли без милости. Покаяние и милость сами по себе не спасают нарушителей закона. 

Арминианскую теорию покаяния перед законом часто связывают с доктриной об обязанности покаяния. Покаяние, вводящее в жизнь, как и благочестивая скорбь – это дар Божий, оно исходит из принципа, излитого в сердце свыше, и не может вытекать из нечистого источника. Любая печаль и раскаяние, которые могут исходить из нечестивого сердца грешника или из любого сердца, пока ему не дан принцип благочестия, будут такими же, как его источник – нечестивыми. Ни в законе, ни в Евангелии мы не найдем той обязанности покаяния, которая находит столь большой отклик среди арминианских законников. Мы не удивляемся тому, что наш дорогой брат озадачен и недоумевает, какая обязанность покаяния может быть у невозрожденных грешников. Точно так же можно говорить об их обязанности избавиться от греха и обрести покаяние своими силами, при том, что только прославленный Христос есть Царь и Спаситель Израиля. С тем же успехом можно говорить об обязанности спастись, прийти на Небо и стать сыновьями и наследниками Бога. Однако, разве неспособность человека к покаянию и вере, и к тому, чтобы не грешить, освобождает его от обязанности делать все это? Конечно, нет, если мы установим, в чем состоят обязанности человека. Грешник как таковой грешит. Грех – это нарушение закона, но каким образом невозрожденный грешник может иметь право покаяться в соответствии с законом или обязанность покаяться в соответствии с Евангелием? Закон действительно запрещает его нарушать, и возлагает на нас ответственность за каждое преступление. Грех ведет к нежеланию покаяться и верить, за что грешник и осуждается. Без веры в Сына Божия грешник никогда не сможет поверить Евангелию, ибо вера в Евангелие, а тем более ее заверение – это дар Божий. Есть ли какие-либо нравственные обязательства, возлагаемые на грешника как его обязанность, при том, что только Бог может дать ему веру и покаяние? Как это абсурдно! Но предположим, что грешник может контролировать свой плотской ум настолько, что он сочтет, что он христианин, что он был избран во Христе прежде создания мира, что Христос умер за него, что он свободно оправдан через Искупление во Христе Иисусе: какие гарантии всего этого может иметь плотской человек? Он верит лжи, даже если считает, что верит христианской истине. Возрожденное чадо Божие верит, что Бог является его Отцом, и имеет свидетельство в себе. Дух Божий свидетельствует его духу, что он рожден от Бога. Но если невозрожденный грешник, не имея этого свидетельства, считает себя наследником вечной жизни, то он обманут и верит лжи. Это не вера в Евангелие. Именно так происходит со всеми, кто не обрел истинно евангельское покаяние, не по делам для Бога, а как дар от Бога; для них все несбыточно и напрасно.

Но мы должны спросить, не проповедовали ли Иоанн Креститель и наш Господь покаяние, говоря народу: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное?". Это истинно так. Но если мы внимательно посмотрим, когда, кому и как проповедовалось покаяние, это позволит нам более четко понять, что это за покаяние. 

"Закон и пророки до Иоанна". С этого времени и до тех пор, пока эти слова были сказаны Господом нашим (см. Лк 16:16), Царство Божие проповедуется, и многие входят в него. В это время Иоанн был направлен от Бога, чтобы подготовить путь Господу, чтобы проповедовать о том, что возвещенное Царство Небесное близко, что Мессия пришел, что многие еврейские обряды и церемонии в скором времени будут упразднены; что плотское происхождение от Авраама не несет пользы, ибо Бог в состоянии из камней воздвигнуть детей Аврааму. Эта миссия была только для евреев, чтобы проповедовать им покаяние и крестить их крещением покаяния. Это покаяние и крещение означало отказ от дел, обрядов, церемоний и постановлений закона в качестве основания для принятия Богом, и принятие Христа как Мессии, Которого ждали и Который пришел. Покаяние тогда не означало, что кающиеся на тот момент обязательно рождены от Духа, они могли не получить этого духовного рождения в течение многих лет. Но оно означает, что они вышли из иудаизма, понимая, что делами закона нельзя очистить свою совесть, чтобы служить живому Богу, ибо эти дела мертвы, и, следовательно, они пришли к Иоаннову крещению покаяния, исповедуя грехи свои и возлагая свою веру и упование на Христа, на Которого Иоанн указал как на Агнца Божия, взявшего на Себя грех мира. Иоанн был направлен подготовить людей для Господа. Его дело было возвещено Ангелом Господним в Лк.1.13-17, а также в пророческих словах Захарии в Лк.1.68-79. 

Теперь посмотрим, почему поручение Иоанна состояло в том, чтобы идти перед лицом Господа, чтобы возвестить Его приход, дать истину о спасении для Божьего народа, освобождение от их (Божьего народа) грехов, и подготовить людей, уже избранных благодатью, для Господа, изводящего их из дома рабства, и крестить их крещением покаяния, чтобы они верили Тому, Кто грядет, то есть Христу; и возвестить им, что они должны принять его, как истинного Мессию, и только на Него взирать для спасения. Сущность покаяния, которое проповедовал Иоанн и в которое он крестил людей, подготовленных для Господа, ясна из того, что эта проповедь подействовала на фарисеев так, что они отказались покаяться. «Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева! Сотворите достойные плоды покаяния, и не думайте говорить о себе: «наш отец Авраам», ибо сказываю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму (Мтф. 3.7-9). Если бы фарисеям и саддукеям было дано покаяние, которое проповедовал Иоанн, это для них означало бы отказ от традиционных надежд на связь с Авраамом по плоти, и готовность положиться только на Того, Чье царство приблизилось. Проповедь покаяния предполагала отказ от всякой надежды на плоть и готовность принять Христа. «Уже секира у корней лежит». Они должны были быть отрезаны от корня Авраамова и рассеяны среди язычников. Гнев Божий, о котором говорил Иоанн, уже давно копился и надвигался на Иерусалим и еврейский народ. Каждому дереву в пустыне, которое Бог не сделал плодоносным, предстояло погибнуть. Доверие к корню Авраамову и завет обрезания должны были исчезнуть, и только те евреи, которых подготовил Господь через Иоанна, должны были войти в Царство, которое приблизилось. Проповедь Христа, о чем писал нам брат, была направлена к тем же людям, что и проповедь Иоанна, и была ее продолжением. после этого Иоанн был заключен в тюрьму, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия, и говорил: исполнилось время, и близко Царство Небесное; покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк.1.14-15). Речь шла о том, что исполнились седмины Даниила, или полнота времени, в которую Бог послал Сына Своего, времени, отведенного для закона, святилища и исполнения плотских постановлений. Благая Весть, Весть великой радости для тех, кто мог явить достойные плоды покаяния, Евангелие Царства, созданного Богом Небес, проповедовалось в тот день, и имеющие елей должны были войти на брачную вечерю, пока двери оставались открыты. Это было возвещено с тем, что всем, кто был готов к этому, надлежало оставить спасение делами в рамках ритуала и плотских заповедей, и присоединиться к Евангелию. Это не весть о том, что если они раскаются и поверят в благовестие, они непременно будут спасены. Это означало бы предположить, что плохое дерево может принести плод добрый, но Христос говорит, что это невозможно (Мтф.7.18). Мы сказали, что, когда Иисус, таким образом, пришел к своим, свои (т.е. евреи) Его не приняли. Но тем, кто Его, «Он дал власть быть детьми Божиими, которые не от крови, не от хотения плоти, не от хотения мужа, но от Бога родились» (Иоан.1.11-13). Двенадцати ученикам, посланным Им, было запрещено возвещать эту весть язычникам, потому что Бог пока не предоставил им покаяние (Деян.11.18). Им было не дозволено проповедовать даже самарянам, но повелено идти «лишь к погибшим овцам дома Израилева» (Мтф.10.5-6). Еще не пришло время для собирания других овец, рассеянных среди язычников. Поэтому проповедь покаяния и прощения грехов во Христе должна была начаться в Иерусалиме (Лк.24.47). Через проповедь Иоанна Христос собрал двенадцать, затем семьдесят учеников, и многие, предуставленные к вечной жизни, пришли исповедовать грехи свои и веру во Христа, отказавшись от своих былых надежд на спасение делами закона и родством по плоти, и они были крещены уже во Имя Господа Иисуса, а не по закону Моисея. Возможно, наш взгляд, согласно которому проповедь покаяния Иоанном обращалась лишь к ученикам, к погибшим овцам дома Израилева, до распятия и воскресения Сына Божьего, не удовлетворит брата Рикси. Но мы не понимаем, каким образом покаяние, проповедуемое Христом в нашем тексте, не является чем-то большим, чем страх перед гневом или благочестивой скорбью о грехах, что оно не подразумевает отказ от спасения делами и поддержку отмены обрядов и церемоний, когда придет Мессия, обещанный Моисеем и пророками и давно ожидаемый. Слова, касавшиеся тогда евреев, имеют отношение лишь к людям, подготовленным для Господа. Таковые приходили из Иудеи и Иерусалима креститься на Иордан, исповедуя грехи свои, тем самым спасаясь от гнева, который надвигался на Иерусалим и на всю Иудею. Тем самым их крещение означало смерть для Моисея и воскресение к новой жизни во Христе. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий