10 июня 2017

Дж.Ф.Джонсон. Покаяние (1862)

Дорогой брат Биб, некоторое время назад получил письмо от моего уважаемого друга и брата, Джона Месмора из Файетт-Кантри, Огайо, где он писал: «Поскольку это повод для придирок и различий, неудивительно, если есть разница между детьми Божьими по этой важной теме, и мы как церковь в Ватерлоо отличаемся в этом отношении от церквей штата Огайо. Брат Лоуборроу пришел к выводу, что он вправе просить брата Джонсона, чтобы он по возможности высказал через «Знамения» свой взгляд в отношении повеления апостола Павла афинянам: «Бог ныне повелевает всем повсюду покаяться» (Деян.17.30). Мы хотели бы знать, что значит всем повсюду покаяться». 

Я надеюсь, если мои братья почтительно извинят меня за то, что я отказываюсь быть судьей в этом деле. Я готов, однако, при всех моих ограниченных возможностях сделать все от меня зависящее, чтобы помочь им сделать выводы, касающиеся всех подданных Царя, Который правит в праведности, и князей, которые судят по истине, ибо они воссели на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых: «Ибо Господь наш Судия и Царь и т.д». Поэтому нелишне будет заметить: 

Во-первых, апостол обращался к афинянам, которые "как-то особенно набожны" и чтят "неведомого Бога", Которому они поклонялись, зная Его лишь как Бога провидения, а не спасения и благодати, и не зная, что только Он может дать благодать и славу. Ибо благодать и спасение никогда не были предназначены для людей, которые не были рождены от Духа, а духовные дары и все, что относится ко спасению, естественные люди не получают и не могут знать. Павел представил им Бога, следовательно, как Творца и Хранителя всего сущего, провиденциального Благодетеля всех людей, Который не требует служения рук человеческих, как если бы Он имел в чем-то нужду, так как Он дает жизнь и дыхание всем творениям, а также произвел от одной крови все народы, и назначил их времена и пределы их обитанию. Те, кто действительно ищут Бога, могут найти Его, ибо Он "недалек от каждого из нас". Существует заметная разница в этих обращениях апостола к тем, кто "поклоняется не зная", и к тем, кто "поклоняется в духе и истине". "Не ощутят ли Его и не найдут ли?". Эти слова по сути означают "возможно, случайно, может быть". Павел не мог сказать это, как Христос говорит Своим ученикам: "ищите и найдете", или, как говорят современные поджигатели: "Вы можете найти Господа, если будете усиленно искать Его", ибо он знал, что никто не может исследованием найти Господа, но он спрашивает: "Не найдут ли", потому что не было ему известно, найдут эти люди Его или нет. И он использует также другое выражение: "Не ощутят ли Его", которое означает, как мне кажется, что-то вроде передвижения ощупью в темноте. Затем апостол сообщает им, что Бог не далеко от каждого из нас, ибо мы Им живем и движемся и существуем, как некоторые из их собственных поэтов сказали: !Потому что мы все потомки Его" (KJV). И если этот факт открывается им, то они не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, обработанному искусством человеческим. "Итак, оставляя времена неведения, Бог повелевает". Хотя Он как Бог провидения не дал особого откровения о Себе какой-либо нации, как евреям, Он не закрывает глаза на невежество и суеверие людей и не относится к ним так, как если бы Он не видел его; иначе говоря, Он удерживает Свой суд и не наказывает народы за святотатство, как Он наказывал евреев, но дает им множество внешних признаков, по которым они могут видеть Его правление миром, суды, которые Он совершаеь, и справедливое возмездие за идолопоклонство. И поскольку Он явил так много видимых проявлений Своей вечной силы и Божества, даруя всем народам многочисленные знамения и чудеса, освобождая бесноватых, исцеляя больных, воскрешая мертвых, умножая хлеба и рыбу, чтобы накормить тысячи, успокаивая бушующую бурю и рассеивая движущиеся валы, и дав множество других несомненных и очевидных проявлений Своего Божества, Он "теперь повелевает людям всем повсюду покаяться", отвернуться от немых кумиров и прекратить поклонение им. 

Теперь, как я уже отметил, я скажу, что апостол не замышляет здесь ни научить идолопоклонников образу жизни и спасения, ни представить им Господа как Спасителя грешников, ни повелеть им покаяние, которое в Писании всегда описывается как дар. Следовательно, мы читаем в Деян.5.31: "Бог превознес одесную Себя Вождя и Спасителя, дабы дать покаяние в жизнь" (KJV). Таким образом, Писание четко различает покаяние, которое повелевается, и покаяние как дар. Идолопоклонство является наиболее плодотворным источником зла, и Господь в данном конкретном случае, а также во многих других, заповедует всем людям и всем народам покаяться, отвернуться от своего кощунственного служения. У Него есть безусловное, бесспорное право повелевать Своим разумным существам прекратить явный бунт против Него; Он многократно запрещает такой бунт, и часто налагает болезненные наказания на страны и народы, которые игнорируют Его власть и поклоняются идолам. Он постоянно повелевает евреям как нации, не говоря уже о христианах, воздерживаться от их идолопоклонства, и как часто Он посещал их Своим праведным возмездием за непослушание! И теперь, когда Он так очевидно явил Свою Божественную силу, как мудрый и предусмотрительный Бог вселенной, показывая, что Он дает всему жизнь и дыхание, ни один народ не может избежать Его наказующего жезла, если он смотрит на кумиров и поклоняется им вместо Бога. Не имеет значения, сделаны ли эти кумиры из золота, серебра, дерева или камня, или же созданы воображением людей. Если мы поклоняемся божеству, которое не может спасти людей, не используя их самих в качестве средств или орудий, или сильно желает спасти всех, но не может, потому что люди не хотят каяться и верить, или не может достичь язычников без миссионерских организаций и денег, короче говоря, не может устроять все вещи по Своему совету и благоволению воли Своей - то мы, при любых намерениях и целях, поклоняемся идолу, и должны, как разумные существа, покаяться в своем нечестии и отвернуться от него. Когда Писание дает нам такие повеления и мы не подчиняемся им, мы пожинаем плоды нашего послушания наглядно в этом мире, но это не имеет ничего общего с нашей подготовкой для мира другого. 

Давайте не будем забывать, что повеление покаяния и дар покаяния - это не одно и то же. Повеление и дар различны по своей природе, применению, тенденциям и следствиям. Если совершено беззаконие, то людям повелевается покаяться и они обязаны повиноваться этому повелению, но покаяние не придает человеку или нации лучшего состояния, чем то, которое они имели до преступлений. Когда Господь ввел сынов Израилевых в землю Ханаанскую, и благословил их полнотой ее плодов и высокими привилегиями, которыми они пользовались, и они обратились к идолам, Он заповедал им покаяться, и они не подчинились - они были строго наказаны Им за свое святотатство. Если они каялись, Он просто восстанавливал их прежнее процветание и привилегии. Таковые не расширялись, но просто восстанавливались в прежнее состояние. Не так, однако, обстоит дело с покаянием, которое есть дар. Его обладатель обретает более высокое положение, чем он имел, пока не был удостоен дара, и, следовательно, он имеет покаяние в жизнь, в котором Сам Господь не раскается. Нет более нелепого аргумента, чем тот, который арминиане хотят поддержать этим текстом, считая, что Господь повелевает всем безблагодатным людям покаяться и обратиться к Нему за спасением. Спасение от Господа, как и все, что относится к этой вечной жизни, к которой спасаются Его люди от того же источника, как заявляет Петр: "От Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Того, Кто призвал нас к славе и добродетели". 

Но брат хотел, чтобы я конкретно отметил, что значит "всем людям повсюду покаяться". Я не возражаю против того, чтобы придать этому повелению максимальную широту и допустить, чтобы оно было обязательным в его истинном смысле и законным для каждого человека, который когда-либо будет его слышать. Но очевидно в этой связи, что текст означает, что апостол обращался к афинянам как народу, а не к кому-либо лично. Столкнувшись с эпикурейцами и стоиками, После того, как сталкиваются эпикурейцев и стоиков, он был взят и доставлен в ареопаг или на холм Марса, который был высшей судебной инстанцией в Афинах, и там публично обратился к горожанам на эту тему сотворения Богом всех народов, провидения о них, и, следовательно, Его права повелевать им и требовать послушания. Как абсурдно в таком случае понятие кондиционалистов о том, что здесь имеется в виду покаяние в жизнь и что всем людям, следовательно, повелевается покаяться, поскольку это условие спасения! Сколько людей жили и умерли, никогда не слышав об этом повелении! Люди, которые так утверждают, кажется, не имеют даже основного понятия о Священном Писании, ибо они не хотят ни конкретизировать эти общие выражения, ни приложить их к конкретным местам и индивидуальным случаям. Так, в Лк.2.10 сказано: "Вот, я возвещаю вам великую радость, которая должна быть для всех людей" (KJV). Была ли эта весть на самом деле большая радость для каждого отдельного человека? Какую радость имел Ирод и жители Иерусалима, когда они услышали эту новость (Мтф.2.3)? На самом деле речь шла о том, что Господь собирается расширить узкие пределы Иудеи и Палестины для откровения о Себе, и люди из всех наций и народов, а также евреи должны были возрадоваться и возвеселиться об имени Спасителя. Опять же, в Деян.2.12 сказано: "И все изумлялись и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит?". И в ст.5: "В Иерусалиме же находились Иудеи, и люди набожные из всякого народа под небом", которые сказали: "Мы слышим на наших языках о великих делах Бога". Должны ли мы заключить из используемых здесь выражений, что слово "все" используется здесь потому, что каждый человек из этого огромного стечения народа слышал на своем родном языке о великих делах Божиих, и все они были поражены и сомневались? Если да, то почему сказано в следующем стихе: «А иные, насмехаясь, сказали: они напились сладкого вина"? Правда в том, что все, кто услышали это и были поражены и сомневались, и есть набожные люди, о которых идет речь, и их нужно понимать просто как людей из всех народов, а не всех людей вообще. Дело в том, что, как мы уже отметили раньше, Павел обращался к гражданам, а не к людям лично, возвестив о Боге как о единственном Правителе, мудро заботящемся обо всех людях и вещах. И именно об этом шла речь, а не о спасении грешников. И когда он упоминает о Христе, он говорит о Нем не как о Спасителе или Посреднике, но как о Судии. Павел, таким образом, основывает повеление покаяться на том соображении, что Бог будет судить вселенную по правде через поставленного Им Мужа, в чем Он заверил нас пред всеми людьми, тем, что он воскресил Его из мертвых. Это широкое раскрытие Божества, в котором Господь открыл Себя разным народам и людям во всем мире, оставляет их в состоянии, отличном от того, которое они имели в прежние времена неведения, когда их суеверие не было очевидным, как раньше, и, следовательно, Он повелевает всем людям повсюду покаяться. Но мы должны помнить, что покаяние в смысле данного текста и отказ от поклонения идолам, к которому призываются целые страны и народы, не имеет отношения к подготовке отдельных людей к духовному служению Богу, ибо подготовка сердца к нему только от Господа (Притч.16.1). Это не имеет ничего общего со спасением грешников от их грехов, ибо Христос сделал это один раз, действенно и навсегда, и с сообщением им вечной жизни, ибо это дело только Господа. Эти два покаяния, что Бог дает Своему народу - разные, сильно отличающиеся. Тем не менее они оба не доводят осуществление Его повелений до совершенства, но открывают путь благодати (Рим.2.4). И они не позволяют удовлетвориться прекращением кощунства, но побуждают стремиться к Богу, как олень стремится к холодной воде ручья, и не дают остановиться лишь на оставлении грехов, но требуют алкать и жаждать правды. Все это не возвращает обратно в прежнее состояние правых, но ведет вперед и ввысь, в сферы святости и счастья, и, наконец, к райскому блаженству, где Бог царствует во славе. Контраст между покаянием как заповедью и как даром действительно велик. Но этот дар неподъемен для плотских сил и не постижим смертной мудрости. И никакие человеческие силы не позволят нам его достичь, пока Богу не будет угодно милостиво даровать это! 

Я попытался выполнить просьбу моих братьев, как мог. Если то, что я написал, соответствует Писанию, я надеюсь, они будут удовлетворены, несмотря на убожество этого, а если нет, я убежден, что некоторые из них исправят ошибки. Предоставляю это, брат Биб, в Ваше распоряжение, и надеюсь, что остаюсь Вашим другом и братом по вере. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий