05 июня 2017

Октавий Уинслоу. И не будет больше боли (1878)

И не будет больше боли
Втор. 21:4 

Может быть, более трудно определить природу боли, чем проследить ее происхождение; проанализировать ее тонкий характер, чем описать его тревожные последствия. Вокруг ее природы и причин существует много неясного, что нелегко опровергнуть. Но в то время как физиолог находится в недоумении, а моралист в тумане, Слово Божье устраняет все сомнения и домыслы при выявлении того факта, что ее больше не будет в том мире счастья, который Христос приобрел через Свою победу и принял во владение Своим вознесением от имени всех Его святых. Это огромный и прекрасный мир, отличительной чертой которого будет отсутствие всякого зла и присутствие всяческого блага. Сколько же глаз, тусклых от боли, истомленных и измученных страданием, оживлялись и приобретали блеск при этом сладком зове небес: "И не будет больше боли!". В помощь своим размышлениям об этой восхитительной грядущей славе я предлагаю рассмотреть наше страдание в ее свете.

Первое, что приходит здесь на ум - это отсутствие всякой физической боли. Для большей части Божьей семьи это невыразимо значительно и драгоценно. Многие из нас не знают ни минуты покоя от телесных страданий. Они захватывают каждую часть человеческого тела. Самый отдаленный и незначительный член не может страдать так, чтобы все члены одного тела, в определенной степени, не страдали с ним. 

Как много значит это условие! Сколько святых Бога, искупленных кровью Христа, ставших храмами Святого Духа, которых ждет славное воскресение, и для кого предназначено духовное тело, ворочаются на одре болезней и горя, или лежат в постели слабости и беспокойства, характер и сила которых известны только Богу! И много ли у Церкви Христовой скорбей, которые заслуживают не меньшего нашего сочувствия или имеют большее право на наше внимание и терпение, чем эти? Мы лишь до некоторой степени знаем, сколько сил поглощают болезни и боли, сколько раздражительности и меланхолии, нервов и мучений, которые мы часто относим к вещам греховным, должны быть отнесены к болезни и страданиям в одиночестве, которые жалобно и нежно умоляют нас о терпении, сочувствии и утешении! 

И, с другой стороны, мы склонны забывать о том, что, если болезнь и боль часто искажают даже лучшие характеры, сколько женской стойкости и мужественного героизма, сколько христианского терпения, сколько истинного благородства и величия, скрываются под вуалью острых и жестоких страданий! Именно в этой школе с ее мучительными упражнениями мы узнаем, что значат терпение и кротость Христа! Если Его сочувствие явственно и Его нежность когда-либо бросается в глаза, то мне кажется, что именно в той комнате, где лежит в молчаливом страдании, тот, для кого Его собственная душа мучилась родами и в скорби, и Его собственное тело извивалось в тоске. Он там, и не на мгновение не оставляет его на этом ложе. Он наклоняется к бессонным подушкам в неутомимой любви. Как отец, Он сострадает Своему чаду; как Врач, Он служит Своим измученным пациентам, и как Господин, Он пристально смотрит на то, как очищается Его золото. "Сердце мое и плоть моя изнемогают, -но Бог крепость сердца моего и удел мой вовек". 

Но есть и кое-что еще. Наш благословенный Господь Сам лично прошел через дисциплину телесной боли - тот огненный путь, которым ходят столь многие из Его последователей. Есть что-то невыразимо сладкое и успокаивающее в этой мысли. Если тайна окутывает факт Его фактического и личного участия в телесных болезнях - хотя нам сказано, что "Он понес наши болезни"- глубокое значение имеет тот факт, что Он сделал нашу телесную боль своим реальным и личным страданием. Разве Его святая глава не терпела боли, когда на нее был возложен терновый венец? Разве Он не мучился до обмороков, когда Он нес Свой крест до восхождения на Голгофу? Разве Он не испытал боли, когда железные гвозди пронзили Его руки и ноги? Разве Он не пережил страшную агонию на кресте? 

О да, физические страдания - это существенный компонент в той чаше страданий, которую, в смирении и покорности воле Отца Своего, Он испил за нас до конца. Как глубоко Он пережил их, чтобы сострадать всем Своим святым, которые ни на минуту не могут прийти в себя от мучительной, неописуемой боли! Сладкая, утешительная мысль! Я не могу раскрыть, еще менее описать, все тайные смертельные муки, из которых несутся стоны и рыдания к сердцу Того, Чья рука на каждом трепещущем пульсе, и Его око - на всех истерзанных нервах. Таким образом, Сам Христос прошел науку физической боли, чтобы сострадать всем членам Его Тела, Церкви. 

Среди некоторых христиан существует расхождение мнений под влиянием умственной совести, насколько целесообразно и законно использовать любого рода средства, направленные на смягчение страданий и боли, особенно в родах, какие современная медицинская наука так благородно открыла и успешно применяет. Но мы думаем, что любое возражение здесь едва ли выдержит испытание разума и откровения. Не существует более сильного доказательства милосердию Бога, чем почти бесконечные усилия, которые Он предпринимает для смягчение разнообразных последствий человеческого греха. Ограничим нашу иллюстрацию одним из примеров страданий. Примечательно, что почти для каждого яда в природе, Бог предоставил противоядие; оно произрастает рядом с каждым ядовитым растением. Мы думаем, что история медицинской науки устанавливает этот факт. Если отсюда неопровержимо следует, что нет и не может быть греха в медицине и в создании средств смягчения страданий, которые Бог поместил в пределах нашей досягаемости, то нет границ для знания врача и мастерства фармацевта, служащих облегчению телесных страданий. В данном случае наш благословенный Господь Сам, похоже, подтверждает эту точку зрения. Нам говорят, что, "когда же Иисус вкусил уксуса"- предложенного Ему, конечно же, для смягчения Его страданий - -"Он сказал : "совершилось!". Видя перед нами этот великий пример, давайте согласимся, с верой и благодарностью к Тому, Кто радуется истине, что Он благословляет все усилия, направленные на предотвращение и успокоение телесной боли. 

От этого отступления вернемся к нашей более насущной теме. Получив в воскресении духовное тело, мы несомненно будем освобождены от всех физических болезней, которые сейчас отягощают небесную жизнь души и ее устремление к Божественному. Благословенные обитатели мира здоровья и молодости больше никогда не скажут: "я болен". Болезнь больше не будет атаковать их; их не будет снедать лихорадка, мучит судороги, у них не будет возбужденных нервов, никаких страданий и мук. Подумай об этом, если ты болен и страдаешь один, впустую, и устал от этого! Тебя зовет мир, в котором уже не будет боли. Грех, изначальная причина всех болезней и страданий, будет полностью и навсегда уничтожен, и вместе с ним исчезнут его плачевные последствия, муки и страдания тела, подверженного тлению и смерти. 

На небе больше не будет душевной боли. Физическое страдание может быть неописуемо острым, но нельзя не признать, что есть не менее острое и живое страдание, которому грех поработил нас в этой жизни - агония ума. Ум и материя тесно связаны, и одно постоянно действует на другое, но кроме этого несомненно есть случаи, в которых разум утверждает свою независимость от тела, и превосходит телесные болезни и самые страшные мучения, которым инквизиторы подвергали тела людей. Святые проходили боль и страдания мученичества с той духовной радостью, что наполняла темницы сиянием, и шли на смерть с песней души, ставившей любовь Бога и присутствие Христа выше пыток и разрушения тела. 

Но говоря по этому вопросу более абстрактно, мы должны признать, что наиболее острые и мучительные страдания - это страдания души. Больной ум - это зрелище бесконечно более жестокое, чем больное тело. Но кроме страшной картины разрушения ума он может быть просто неуравновешенным или затуманенным там, где он постоянно подвергается боли и тревоге от житейских забот и дел, от отчужденной дружбы, порушенной любви, черствости и неблагодарности людей? Но даже там, где этого нет, острое душевное страдание проистекает от вины греха, от сознательного отказа от раскаяния и самоосуждения. И оно может быть таким, что рядом с ним христианское мученичество будет ложем из роз! В чем состояли самые острые страдания Иисуса? Разве они не были печалью и мукой души? Лишь один крик телесных мук - "Я жажду!" - сорвался с Его губ. Но Он говорил: "Теперь Моя душа печальна, и что Мне сказать?". "Душа Моя скорбит даже до смерти"."Отче Мой! если возможно, да минует меня чаша сия." "Боже Мой, Боже Мой, почему Ты оставил Меня?". 

И откуда все это горе и муки души Спасителя? Потому что Он понес грехи, претерпел проклятие, наказание за Его Церковь. Нет других разумных объяснений таких душевных мук, кроме как искупительная Жертва. "Он был изъязвлен за грехи наши; Он был мучим за беззакония наши, - Господь возложил на Него грехи всех нас." "Который отдал Себя самого за грехи наши". Да, Иисус есть наш Заместитель! Все грехи наши были возложены на Агнца Божия, Который принял их и унес в землю забвения, чтобы они никогда не были найдены. Пусть эта истина утешит тебя, обеспокоенный читатель! Ты больше не будешь иметь дела с осуждением греха, ибо Иисус в Себе "осудил грех во плоти". Если Бог возложил грех на Иисуса и Иисус упразднил его Жертвою Своею, заплатив великий долг до последнего, то, приняв эту истину в вере, ты обретешь ее мирное, радостное и святое влияние, отвергнув же ее - повредишь своей душе и обесславишь нашего Бога. 

О сладкая и успокаивающая мысль: Иисус, пережив скорби души, как никто может сострадать душевным мукам и тьме, успокоить и исцелить наш ум, и нет врача более искусного! Возлюбленные, у вас есть Спаситель, Который из личного опыта может утешить вас, и Своей Божественной силой будет облегчать душевные переживания, через которые вы проходите. Он любит являть Свое сострадание и Свое мастерство душам людей, являя самую благородную и широкую сферу влияния Своей силы, благодати и сочувствия. 

На небесах больше не будет душевной боли. Она отчасти сродни телесной, и однако обладает характером и причинами, не свойственными последней. Может быть много невзгод, в которых ум сохраняет свою уравновешенность и силу, и даже свою яркость. Но если прекращение телесного страдания и избавление от душевных тревог на небесах составляют такую важную их часть и являются таким драгоценным благословением, то что можно сказать о несомненном отсутствии скорбей души, которая больше не будет угнетаема виной, обременена нечистой срвестью, мучима сомнением и страхом, у нее больше не будет духовной тьмы, ибо лик Божий и любящее присутствие Христа больше не будут сокрыты от нее, и также не будет более нападок сатаны или мирских соблазнов. Возлюбленные, разве не хотели бы вы получить голубиные крылья, чтобы улететь от всех этих духовных немощей земли, в этот небесный и блаженный мир, где их никогда не должно быть? 

Отсутствие всех болезненных наказаний нынешней жизни на небесах также относится сюда. Кто может полностью описать боль и страдания, которые Бог считает необходимыми для нашего нравственного очищения, прежде чем мы станем пригодны для славы? Раскаленная печь, бушующие воды, низкие тучи и буря - вот как описываются дела Божьего провидения, вносящие вклад в наши нынешние страдания; и их больше не будет. 

Но давайте среди наших жалоб не забывать хвалы; когда сеем в слезах, не будет терять из виду, что пожнем в радости. Будучи освобождены от этого вида боли, мы были бы лишены источника немыслимой радости; будучи лишены этой вспашки и сева души, мы, когда придет время жатвы, могли бы ожидать лишь бесплодных и пустынных полей, не тронутых серпом Всесвятого. Блаженны плоды Божьего наказания, которое "кажется сейчас не радостью, а печалью, но наученным приносит мирный плод праведности". 

Насколько лучше мы тогда знаем Бога! Сколь ценен и привлекателен становится Христос в наших сердцах после легких и недолгих страданий этого состояния. Только среди тяжелых страданий мы учимся произносить Его имя, ибо Он "муж скорбей и изведавший болезни". Таким образом, мы имеем общение с Ним в Его страданиях," и становимся причастниками скорбей Его. Мы учимся сострадать Его нищете, сочувствовать Его слезам и гонениям, которым Он подвергся, разочарованиям и ранам от людей, измене и предательству Его учеников, Его одиночеству среди мертвой пустыни и уединению в далеких горах, повседневной борьбе, агонии и кровавому поту, Кресту и страстям, которые претерпела Его святая душа, когда Он пришел для уничтожения греха жертвою Своею". 

О, это великая и святая вещь, чтобы иметь общение со Христом в Его страданиях, привилегия и честь, к которой напрасно стремились бы высшие ангелы на небесах! Самое дорогое и ценное, что дает вам благодать сейчас - это все, что привлекает вас в близкое общение со страданиями Главы Церкви. Но все это пройдет, когда мы станем жителями Нового Иерусалима. Буря потратила свои последние силы; в печи догорает последняя искра; океан несет свои последние волны, враг заканчивает последнюю атаку в момент, когда мы уходим с земли туда, где не будет больше боли. 

Там не будет больше боли разлуки. Наши друзья уходят; кто из нас не потерял друга? Это является частью наших нравственных испытаний в этой жизни, но какой болезненной частью! Узы дружбы, родства, любви - как часто они разрываются, как быстро ломаются и исчезают! Мы можем любить друга, как свою душу, так что никого нет важнее для нас в этой жизни; как лоза с дубом мы переплелись с ним; но Бог срывает цветок, который мы лелеяли, и огонь на жертвеннике сердца гаснет, и мир стал пустынею, и жизнь - унылой зимой. Но даже из этой горечи мы можем извлечь некую сладость. Это достояние праведников во все времена; нет обстоятельств в их жизни, которые не побудили бы их к благодарению и хвале, ибо все они исходят от Бога и Его вечной любви. Несчастья, как и радости, исходят из рук одного и того же Божественного Музыкант, Чьи умелые и нежные прикосновения извлекают гармонию из каждой строки, и Его арфа поет от каждого ветерка, от шквала горя и дыхания радости. 

Но боли разлуки больше не будет на небе. О удивительная и притягательная мысль! О блаженная надежда! Родственные души и любящие сердца навсегда пребудут там вместе. Муки разделения в прошлом, их больше никогда не разделят ни расстояние, ни смерть. Благословенные обитатели небес уже не уйдут с них, но пребудут вечно с Господом и друг с другом, в святой любви и самом близком общении; их умы, души и голоса сольются в несказанной гармонии в постижении небес, восхищении и поклонении, и в песни Агнцу закланному, Чья Кровь и праведность привели их туда. 

В заключение сделаем некоторые практические размышления. Как сладка мысль, что страдания, которые мы здесь переживаем - это боль, которую приносит только любовь! Божий жезл на нас - это не что иное, как приглушенное эхо Его любви. В этом свете, как сладка каждая боль, которую мы должны терпеть! Ее наносит рука Отца; любовь, что направляет ее, принадлежит Сыну; спасение, благодать и утешение, что от нее исходят, исходят от Духа Утешителя. Триединый Бог касается вас, возлюбленные, в каждой боли, которую вы испытываете. 

Еще одно сладкое размышление проистекает из того, что страдания, которые наш Небесный Отец, в бесконечной мудрости и праведности приносит нам, не есть Его проклятие. Будь это так - насколько они были бы пронзительнее и горше! Но Иисус, понесший все наши боли и страдания, удалил из них каждую каплю проклятия и потушил в них всякую искру ада, так что в самых тяжких страданиях тела и души для нас нет ничего, кроме благословений завета. 

Эта последняя мысль предполагает еще одну, самого важного и торжественного характера - муки ада. Нет зрелища более грустного и печального, чем переход души от временных страданий этой жизни к нескончаемым страданиям в жизни будущей. Это неизбежно для всех, кто умрет необращенными. В сознании многих есть сентиментальное понятие, что долгие и мучительные страдания, которые проходят такие люди в этой жизни, имеют спасительный характер, и Бог примет их как оправдание их души, и следовательно, они, как огнем очищенные, перейдут от боли смертного одра туда, где боли больше не будет. Никогда не было более фатального и чуждого Писанию заблуждения. Нет, спасение нельзя заслужить никакими страданиями, телесными или душевными. Мы можем перенести все мучения, все скорби, все страдания человеческой расы, когда-либо существовавшие, от убитого Авеля до последней жертвы гонений - это не приведет нас на небо. Только страдания, муки и смерть Единственной Жертвы могут удовлетворить Божетвенную справедливость и умилостивить Его гнев, чтобы грешник мог быть спасен. Страдания Христа были искупительными; Его скорби - заместительными; смерть Христа была жертвенной. "Христос однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, чтобы Он смог привести нас к Богу". Ничто из человеческих страданий не может удалить грех; это может сделать лишь святость Христа. Ничто из боли, которую мы терпим, не сравнится с Его бесконечной заслугой. Мы достойны ада при всех бесконечных напастях, поражающих все человечество, но лишь с Ним и в Нем мы обретаем рай. Прочь же мысль, что есть какие-то заслуги и достоинства в наших страданиях! Она никак не поможет нам терпеть боль. Любого бунта против Бога, любого нетерпения в посланных Им страданиях, любого сомнения в Его правоте и мудрости достаточно, чтобы утопить душу в бесконечном горе. 

Но то, что для суверенитета Духа Божия болезни и страдания часто становятся средством, помогающим привести души ко Христу, мы с благодарностью признаем. О, сколько людей славят Бога за одр страданий, бессонные подушки, долгие, изнурительные болезни, от которых они были приведены к Иисусу! Для Господа это частый способ призвать Своих людей, найти потерянное сокровище, привлечь к Себе тех, кого дал Ему Отец. "Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет". Христос не потеряет никого, но найдет и приведет домой всех пропавших. Он знает, где их искать, как и когда, чтобы привлечь их, и освятил болезни и страдания тела как частое средство Его обращающей благодати, медицины, здоровья и спасения души. 

Бесконечные страдания ждут в будущем необращенную душу. Ужасна сама мысль о том, что за огнем временным может последовать вечный. Такова судьба, которая ждет всех, кто умер в своих грехах. "Ибо рука Господа есть Кубок, и вино красное, несмешанное, и Он наливает из одного и того же, но остатки их, всех нечестивых земли должны выжать его и пить" (Пс.75.8 KJV). "Пойдут сии в муку вечную" (Мтф.25.46). "Кто из нас будет жить при огне пожирающем? Кто из нас может жить при вечном пламени?" (Ис.33.14). 

Грешник, беги ко Христу! Спасай свою жизнь и беги от грядущего гнева! Есть только один Путь, по которому ты можешь прийти к Богу, лишь одно Убежище, в котором ты можешь скрыться, лишь одна Дверь, через которую ты можешь войти в Царство Небесное, лишь одно Имя, посредством которого ты должен быть спасен - Иисус. Его Имя Иисус, ибо Он спасает. Вот драгоценная истина! Вот славная весть! Она достойна личной веры и немедленного признания: Иисус принимает и спасает грешников, и может принять и спасти лично тебя. Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься". 

Позвольте мне, наконец, напомнить, что Тот, Кто успокоил, смягчил и снял боль жизни, не покинет нас Своим утешением и при муках смерти. Если Его сила совершается в немощи, и благодать Его вседостаточна, она будет сопутствовать нам и в этот торжественный час испытания. Как мы сейчас отступаем от мысли о смерти! Но телесная боль и смерть будут упразднены и забыты в сладком удовольствии умирающих в Господе. Став прославленной Жертвой, Божественный Победитель смерти пребывает там, где Он сможет принять нас в объятия и прижать к Своей груди.

Комментариев нет:

Отправить комментарий